Транспортні витрати на імпорт товарів до теперішнього часу зросли вчетверо порівняно з довоєнним рівнем, а затримки транспорту
Неорганический рост. Компании создают рынок экопродуктов питания
В Украине растет интерес к формирующемуся рынку органических продуктов питания — в минувший четверг круглый стол, организованный швейцарским исследовательским институтом органического сельского хозяйства FIBL и союзом украинских производителей органической продукции "Органическая Украина", посетили специалисты ведущих розничных сетей: Fozzy Group, Auchan, "Фуршет", Metro C&C, Novus, "Таврия-В".
Представители швейцарского института рассказали, что рынок этих продуктов в мире очень быстро развивается. По данным International Federation of Organic Agriculture Movements (IFOAM), в 2000-2012 годах мировой рынок экологических продуктов вырос с $18 млрд до $65-67 млрд. Это, к примеру, позволило американской компании Whole Food c 2003 по 2012 год нарастить выручку с $3 млрд до $12 млрд. В Швейцарии эту продукцию реализуют главным образом через обычные розничные сети, а не специализированные магазины. Это позволяет использовать экологические мотивы в маркетинговом продвижении бизнеса.
На экологических настроях покупателей стараются заработать и в Украине. Однако до сих пор органическим без каких-либо последствий можно было назвать фактически любой продукт. Ситуация изменилась после того, как на прошлой неделе был принят закон "О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья". Документ определяет, что производить органические продукты и сырье смогут только компании и физические лица, прошедшие сертификацию и внесенные в специальный реестр. Впрочем, ответственность за нарушение закона пока не предусмотрена.
По данным сертификационной компании "Органик стандарт", первые экологические продукты украинского производства появились в 2008-2010 годах. В 2011 году они попали на полки розничных сетей. Объем продаж с 2008 по 2011 год вырос с 600 тыс. до 5,1 млн евро. Однако, по словам начальника управления товаров с непродолжительным сроком хранения Metro C&C в Украине Вадима Завадского, очень ограниченное количество украинских производителей может выпускать продукцию, которая бы соответствовала международным стандартам, принятым в его компании.
Сейчас в Украине работают 104 сельхозпредприятия, сертифицированных в соответствии с международными стандартами производства органической продукции. Площадь земли для органического земледелия составляет 278 тыс. га, или 0,7% площади сельхозземель Украины. В основном они выращивают зерновые, зернобобовые и масличные культуры. Но основная часть этой продукции идет на экспорт, так как из-за дороговизны на нее нет спроса в Украине. Даже на развитых рынках экопродукция дороже: в США — в среднем на 20%, в Европе — на 10-50%, в России — на 50%. А в Украине — в 1,5-3 раза. "У нас органический продукт — это фактически то же, что и премиум",— говорит директор по закупкам сети "Фуршет" Павел Шибаев.
Причиной дороговизны продуктов могут быть небольшие объемы производства и отсутствие кредитных ресурсов для развития этого направления. "Сейчас практически весь бизнес органической продукции развивается за счет собственных средств, отмечает глава наблюдательного совета "ЭтноПродукта" (производитель экопродукции) Олег Жуковский.— Выращивание и переработка органической продукции предусматривает большие риски, а потому кредиты можно взять только под 25% годовых",— поясняет он. При этом рентабельность бизнеса не так уж велика. "У нас она 5-7%, но мы планируем достичь 20% в ближайшие несколько лет за счет налаживания производства собственной переработки молока и других продуктов",— говорит господин Жуковский.
И все же розничные сети заинтересованы в появлении большего количества органической продукции. "Наша сеть заинтересована в расширении ассортимента органических продуктов питания, так как это один из трендов рынка. При условии, что украинские производители будут в состоянии обеспечить поставки таких продуктов в национальном масштабе, соблюдая при этом высочайшие международные стандарты качества и безопасности продукции",— отметил господин Завадский.