Компании

все компании

Стин Якобсен: Хаос в тени пирамид

27 серпня 2013 року, 12:03
Стин Якобсен: Хаос в тени пирамид  Комментирование ситуации в Египте для меня вопрос серьезный, особенно когда число погибших там продолжает расти. В целом рассуждать о ситуации в странах Ближнего Востока и Северной Африки (MENA) непросто. Проводя исследования, нельзя пользоваться обычными экономическими моделями, но необходимо сделать точную оценку данных на месте и с учетом наблюдения за эволюцией долгосрочных общих трендов.

Страны MENA теряют импульс, несмотря на ощутимый рост нефтедобычи. В настоящий момент государства региона делятся на две группы: север и юг. Напоминает Европу, перевернутую с ног на голову. В Европе север выглядит процветающим и должен найти способ вытащить юг из его экономических передряг. В странах MENA именно юг пытается удержать север от политических невзгод, поскольку его пугают риски побочных эффектов, вызванных растущей волной требований населения, касающихся демократии и большей политической ответственности в отношении трудной ситуации в экономике и обществе.

До недавнего времени несколько стран MENA имели дело с трех- и пятилетними бюджетами. Политика роста, как правило, зависела от цен на нефть, потребности быстро создавать рабочие места и удовлетворения основных материальных нужд населения. Какое-то время в отсутствие политической нестабильности этот вариант в странах MENA успешно срабатывал. Но с обострением политического аспекта ситуация кардинально изменилась и правительства стран MENA оказались не готовы к трудностям, поскольку они не провели экономических или политических реформ до своих экономических пиков в 2007 году. Таким образом, в политэкономической системе Ближнего Востока и Северной Африки преобладает доход от транзакций. Повторюсь, напоминает Европу.

Для стороннего наблюдателя ситуация в Египте парадоксальна. Избранные демократическим путем президент и правительство оказались свергнуты теми же военными силами, что сместили диктатора Хосни Мубарака. Прошел всего год, а от демократического мандата уже ничего не осталось. К настоящему моменту основные политические фракции оказались в тупике. По всей видимости, компромисс невозможен, поскольку избранный демократическим путем Мухаммед Мурси не вернется на пост.

Неспособность молодых стран взаимодействовать с новыми парадигмами не должна удивлять, если мы посмотрим на все с исторической перспективы. Молодые страны, как маятник, кидаются от одной крайности к другой в поисках некоего подобия равновесия. Но, несмотря на это знание, мы настаиваем на том, чтобы новые демократии приняли более высокие демократические стандарты практически мгновенно.

Что касается влияния ситуации в Египте на рынок, то едва ли цены на нефть изменились больше чем на 2 долл. в связи с геополитическим риском. Реальный риск состоит в закрытии Суэцкого канала, и этого пытаются избежать все заинтересованные стороны, включая США. Рынок акций в этом регионе отдельная история. На египетском рынке акций по-прежнему идет торговля, хотя и на 60% ниже пика, достигнутого в 2007 году. Однако капитализация этих рынков меньше большинства компаний S&P 500.

При взгляде на карту меня волнует, что северная часть региона стран MENA в настоящий момент пребывает в глубоком хаосе. Экономическое положение Сирии, Иордании, Египта и Палестины стремительно ухудшается. Прибавьте к этому новости о дефиците средств в Иране, и вы получите высокоогнеопасный регион как в экономическом, так и в политическом смысле. Пока немногие компании, за исключением нефтяных, готовы или способны рискнуть, отправив людей или средства в эти страны. Туристы не приезжают, а поток капитала из северных стран MENA продолжает литься в ОАЭ и их коммерческий центр — Дубай, где и без того раздутые экономики могут еще сильнее увеличить долю заемных средств.

Я с трудом сопоставил новости о выходящем из-под контроля Египте с недавней информацией от агентства Bloomberg о странах MENA: «В Дубае видят необходимость для строительства самого высокого офисного здания, несмотря на то что 45% офисных зданий пустует». Оказывается, негативная история о развивающихся рынках теперь касается и сектора недвижимости. Кроме того, процент пустующих офисов в центральном деловом районе Абу-Даби составляет 38%, а в Мумбаи — 25%. Сравните с процентом пустующих офисов в центральном деловом районе Москвы, который составляет 15%. Основанный на данной метрике факт, что все большее количество людей хочет заниматься предпринимательской деятельностью в Москве, отчетливо говорит нам о том, что страны MENA рискуют лишиться конкурентного преимущества, вызванного нефтяными богатствами, до тех пор пока не произойдет фактическая передача управления от государственных компаний частному сектору.

Для того чтобы поддерживать страны MENA на плаву, югу, как и европейскому северу, придется отдавать проблемным соседям все больше денег, осуществлять контроль и выступать в качестве посредника в конфликтах. Как показывает история, долгосрочные решения должны обусловливаться уважением, пониманием и экономическими инициативами, исходящими от стран MENA, а не от Европы или США.

Я по-прежнему уверен в том, что и Египет, и остальные страны MENA окажутся в лучшем положении, чем нынешнее, но не раньше, чем найдут между собой общий язык и научатся эффективному взаимодействию.

В кратко- и среднесрочной перспективе в проигрыше останется население и демократический процесс, начавшийся в прошлом году. Но я сохраняю оптимистичный настрой в отношении долгосрочных перспектив стран MENA, поскольку я твердо верю в микроэкономику. Отдельный человек и маленькая страна, которые хотят поступать лучше, быть быстрее и прозрачнее, одержат победу, несмотря на любые препятствия.

По материалам: РБК daily





Просмотров: 1583
Другие новости