Компании

все компании

Последние из могикан

14 серпня 2013 року, 14:36
Последние из могикан Какие из украинских госпредприятий успешно работают в рыночных условиях и кто может «приватизировать» их успех в свою пользу

Машиностроение, химпром, ГМК — в каждой из этих сфер еще достаточно крупных и прибыльных предприятий, контроль над которыми сохраняет государство. Турбины, электрогенераторы, двигатели, удобрения, красители, электроэнергия — продукция многих предприятий пользуется безальтернативным спросом не только в Украине, но и на территории всего СНГ. Не удивительно, что к этим активам проявляют пристальное внимание крупные финансово-промышленные группы. Как правило, такой интерес означает, что рано или поздно предприятие покидает список запрещенных к приватизации гос-активов и выставляется на торги.

Харьковский актив

Но интерес к возможному переходу «Турбоатома» под контроль частных структур возник по иной причине. Тему «всколыхнул» сам ФГИ, утвердив в июне 2013-го приказом №825 план-график приватизации на текущий год. В одном из приложений к нему конкурсная продажа более чем 75% акций харьковского завода назначена на декабрь. Правда, с примечанием: в случае принятия соответствующего правительственного решения.

«Мы не собираемся его продавать. У «Турбоатома» и так все хорошо, он имеет хорошие контракты на два года вперед и абсолютно прибыльный», — несколько противоречиво заявил в июле председатель Фонда госимущества Александр Рябченко. По его словам, завод был включен в список «лишь в том смысле, что он не запрещен для приватизации». Тем не менее полностью исключить продажу Рябченко не рискнул. «Если его кто-то хочет купить, то надо сделать ну очень хорошее предложение о том, что «Турбоатом» выигрывает», — подчеркнул он.

Пока еще государственный «Турбоатом» — крайне привлекательный актив для частного бизнеса. По данным самого ОАО, хоть предприятие и сократило в прошлом году чистую прибыль на 27,7% год к году, ее размер все равно остался более, чем внушительным – почти 309 млн. грн. ($38 млн.).

«Фактором успеха прибыльных машиностроительных госпредприятий выступает уникальность производимой продукции и монопольное положение на рынках СНГ», — объясняет руководитель аналитического отдела ИК «Альтана Капитал» Андрей Тарасенко. По словам его коллеги, старшего аналитика ИГ «Арт Капитал» Алексея Андрейченко, загрузка того же «Турбоатома» обеспечивается благодаря значительному износу энергогенерирующих мощностей в СНГ, а также началу либерализации рынка генерации в России и приватизации генерирующих мощностей в Украине. «Прошлогодняя прибыль завода соответствует 24% чистой рентабельности», — конкретизирует Андрейченко.

Начало 2013-го для предприятия было не менее успешным: по результатам первого квартала чистая прибыль составила 75 млн. грн., доход — около 236 млн. грн. На экспорт было поставлено почти 65% продукции (электростанции в СНГ, Грузии, Финляндии, Индии). Впрочем, это был отнюдь не рекорд дальности. В 2011 году предприятие отправило один из своих энергокомплектов на другой конец света — для кубинской ТЭС «Гавана», в 2010-м поставки осуществлялись в Китай, Мексику и Венгрию.

Госпредприятие с такой географией продаж и наработанной базой клиентов не может не представлять интерес для коммерческих компаний. Одна из таковых — кипрская Linfot Limited, связанная с Константином Григоришиным. Эта фирма с 2010 года контролирует более 15% акций «Турбоатома», а ее владелец не раз пытался взять харьковское предприятие под полный контроль, что далеко не лучшим образом сказалось на его отношениях с Виктором Субботиным, возглавляющим завод с 2007-го. Не вдаваясь в многолетнюю историю этих «недоразумений», отметим, что одно время термин «рейдеры» нередко упоминался в комментариях руководства харьковского завода, затрагивающих судьбу того самого госпакета акций.

По мнению экспертов, в «Турбоатоме» заинтересованы игроки другой весовой категории. В первую очередь — россияне. Возможно, в кооперации с украинским капиталом.

«Мы обратили внимание на объявление о продаже «Турбоатома». У российской стороны есть заинтересованность участвовать в конкурсе. Я думаю, что украинские партнеры не готовы к тому, что российская сторона целиком приобретет предприятие. Возможно, будет создан некий консорциум», — заявил в июне посол РФ в Украине Михаил Зурабов.

Претендентов с российской стороны может быть несколько. «Российская компания «Силовые машины» (подконтрольна главе «Северстали» Алексею Мордашову. — Ред.) уже давно присматривается к «Турбоатому», — говорит Алексей Андрейченко. По словам аналитика, при этом собственнике возможен доступ к большему количество заказов со стороны энергогенерирующих предприятий в РФ. Так, по словам Андрейченко, в свое время произошло с «Луганск-тепловозом», контроль над которым в ходе повторного приватизационного конкурса получил Брянский машзавод, подконтрольный «Трансмашхолдингу».

Кроме структур Мордашова, интерес к «Турбоатому» проявил и «Росатом», глава которого — Сергей Кириенко — прямо заявил о готовности участвовать в приватизации завода. Его интерес — «в полной интеграции» под началом россиян двух украинских специализированных предприятий: краматорской «Энергомашспецстали», уже подконтрольной «Росатому», и харьковского «Турбоатома», поддерживающего давние партнерские отношения с краматорцами.

Насколько искренни заявления руководства ФГИ относительно «непродажи» завода и не случится ли так, что зимой 2013-го контроль над знаменитым харьковским производителем турбин поделят несколько российских групп, покажет декабрь 2013-го.

 

Южные ориентиры

Научно-производственный комплекс газотурбиностроения (НПКГ) «Зоря»-«Машпроект» — еще один образец прибыльного государственного предприятия. С апреля 2011 года этот николаевский завод входит в состав госконцерна «Укроборонпром». В приватизационном графике ФГИ на 2013 год николаевский НПКГ не значится, но попытки произвести операцию отчуждения предпринимаются с завидной регулярностью. Так, в июле 2011-го в парламенте был зарегистрирован законопроект об исключении предприятия из перечня объектов, не подлежащих приватизации. Чуть ранее, в апреле того же года, Андрей Хоменко, один из бывших гендиректоров «Зори»-«Машпроекта» и выходец из корпоративных структур Константина Григоришина, заявил, что рано или поздно приватизация возглавляемого им предприятия состоится. Подкреплял он этот тезис ссылкой на актуальную тогда идею президента страны Виктора Януковича о «тотальной приватизации».


НПКГ — очень интересный объект для бизнеса из сферы тяжелого машиностроения. «Зоря»-«Машпроект» не зря позиционирует себя в качестве одного из лидеров мирового газотурбиностроения — здесь изготавливают уникальные турбины для морских кораблей, электроэнергетики и газотранспортных магистралей. Направления внешних поставок у предприятия даже разнообразнее, чем у «Турбоатома» (на экспорт уходит около 90% продукции). За 2012 год «Зоря»-«Машпроект» получил выручку почти в 3 млрд. грн. (+12% год к году) при чистой прибыли в 239 млн. «Успех научно-производственного комплекса в основном связан с востребованностью компрессорного оборудования для газоперекачки в России и Средней Азии, а также — с интересом Индии и Китая к разработкам кораблестроителей Украины и России», — говорит Алексей Андрейченко. В Китай поставляются десантные корабли завода «Море» с двигателями от «Зори»-«Машпроекта», а в Индию — фрегаты российского производства с украинской силовой установкой, уточняет он. Успехи николаевских турбиностроителей лучше всего иллюстрирует следующая фраза из публикации, размещенной на официальном сайте предприятия в конце 2012-го: «ГП «Зоря»-«Машпроект» планирует поставки уже на 2019 год. Предприятие вошло в полосу беспрецедентной загрузки мощностей». И претендентов на столь отчетливо просматриваемую бизнес-перспективу очень немало.

Как и в случае с «Турбо-атомом», николаевский комплекс газотурбиностроения может интересовать Мордашова, полагает Андрейченко. «Что касается «Зори»-«Машпроекта», — рассказывает он, — то предприятие сотрудничает с российским КМПО по созданию газоперекачивающего оборудования для «Газпрома» и может быть интересно «Силовым машинам» в качестве поставщика оборудования для нефтегазового сектора». Помимо российского машиностроительного концерна, по версии аналитика, в николаевском предприятии (как и в харьковском турбинном заводе) опять-таки может быть заинтересован «Энергетический Стандарт».

Действительно, это — логичный путь специализации. В составе группы Григоришина уже работает ряд крупных активов из этой отрасли, таких как Сумское НПО им. Фрунзе и «Запорожтрансформатор». Но последний вариант менее вероятен, хотя бы потому, что «Силовые машины» присматриваются и к машиностроительным активам Григоришина.

А вот в случае с ПАО «Одесский припортовый завод» (ОПЗ), приватизация 99,567% акций которого ФГИ также запланирована на декабрь 2013-го, — особо широкого круга претендентов не просматривается. «В 2012-м завод показал убыток в размере 122 млн. грн., хотя по итогам 2011-го зафиксировал чистую прибыль на уровне 336,1 млн. грн. Несмотря на результат 2012 года, завод остается одним из самых крупных предприятий химпрома Украины, в покупке которого заинтересована группа Дмитрия Фирташа», — утверждает глава департамента инвестиционно-банковской деятельности «Арт Капитала» Александр Сницаренко. Предположение эксперт подкрепляет следующим аргументом: поскольку компании Фирташа имеют доступ к более дешевому природному газу (на сырье в случае с ОПЗ может приходиться до 80% себестоимости), после покупки Одесского припортового завода затратная часть здесь заметно снизится. ОПЗ выпускает аммиак, карбамид и др. Завод также располагает возможностью принимать и перегружать на морские суда химпродукцию других украинских и российских предприятий, включая метанол и жидкие азотные удобрения.

По словам Евгения Тимошенко, последние десять лет ОПЗ работал как «в плюс», так и «в минус» — за счет конъюнктуры на рынках удобрений и скачков цен на газ. «Мощности предприятия и его привлекательное логистическое расположение позволяют говорить о высоком потенциале развития при смене формы собственности на частную», — уверен аналитик.

Впрочем, структурами Дмитрия Фирташа список претендентов на ОПЗ не ограничивается. Во всяком случае, в уже упомянутом заявлении российского посла наряду с харьковским турбинным упоминался и Одесский припортовый завод. Возможная стоимость последнего, по мнению главы ФГИ, —
5-7 млрд. грн. ($625-875 млн).

Сумская вотчина и генерация

А вот приватизация ПАО «Сумыхимпром» практически без вариантов — этот химкомбинат так или иначе отойдет Дмитрию Фирташу. Помимо выпуска минеральных удобрений, предприятие производит двуокись титана (TiO2) — краситель, применяемый во многих индустриях. «Сумыхимпром» занимает особое место в стратегии владельца Group DF, выстраивающего собственную титановую империю. В нее уже входят полностью контролируемый этой группой «Крымский Титан» (также выпускает TiO2), арендующий отечественные госпредприятия по добыче титанового сырья (ильменитовых руд) — Иршанский ГОК и Вольногорский ГМК. А в декабре 2012 года Tolexis Trading, одна из кипрских фирм Group DF, выиграла конкурс на 49% ГП «Запорожский титано-магниевый комбинат». Государство получило за этот пакет чуть меньше $100 млн. Стоит отметить, что до этого конкурса единственный в Украине производитель металлического титана с 2010-го и так управлялся менеджерами Дмитрия Фирташа.

Схожая ситуация с фактическим контролем наблюдается и на Сумском химкомбинате, конкурсная приватизация 92,75% акций которого намечена на лето этого года. ПАО пребывает в процедуре санации. Интересный нюанс — управляющим санацией назначен председатель правления «Сумыхимпром» Игорь Лазакович, бывший топ-менеджер Ostсhem.

Вслед за Сумским химическим комбинатом Фонд гос-имущества на август 2013-го запланировал приватизацию еще одного знакового актива, занимающего свыше 4,5% в общей генерации электроэнергии (э/э) в Украине и более 11,5% в тепловом ее сегменте. Кабмин уже утвердил условия конкурсной передачи в частные руки 60,77% акций ПАО «Донбассэнерго» (всего государству принадлежит 85,77% прав собственности в данном предприятии). За этот пакет в украинском правительстве изначально просят 641 млн. грн., или порядка $80 млн.

В 2012 году «Донбасс-энерго» получило чистый доход по МСФО в 4,6 млрд. грн. при чистой прибыли 31 млн. грн. «Улучшение финансовых результатов «Донбассэнерго» наблюдается с 2012 года, в то время как на протяжении 2008-2011 годов предприятие работало с убытками или показывало минимальную рентабельность по чистой прибыли. Ключевыми факторами повышения показателей стал рост тарифов на э/э и профицит на рынке углей энергетических марок», — объясняет Андрей Тарасенко из «Альтана Капитал». Интересный момент: ДТЭК Рината Ахметова, который до этого называли безальтернативным покупателем актива, официально отказался от участия в конкурсе. О том, кто может претендовать на одну из крупнейших генераций, можно судить по смене основных поставщиков топлива для приватизируемой генерации. Если в прошлые годы активные поставки угля на «Донбассэнерго» осуществляли структуры Рината Ахметова, то в декабре прошлого года контракт на поставку ПАО около 2,5 млн. тонн угольной продукции на срок до 2014 года заключило ООО «Траст Инвест» (последнее предприятие участники рынка связывают с коммерческими структурами Александра Януковича). Кроме угля «Траст  Инвеста», весной этого года «Донбасс-энерго» подписало договор на поставку еще 2 млн. тонн угля с государственным «Углем Украины». Следует отметить, что каждая тонна «первого» и «второго» угля обойдется ПАО от 990 до 1100 грн. Для сравнения: по информации Минэнергоугля, к началу лета 2013-го средняя цена «товарной продукции, произведенной государственными угольными предприятиями» была меньше 500 грн. за тонну.

Вечный макеевский аукцион

Последний из намеченных в этом году к приватизации госактивов — ОАО «Макеевский металлургический комбинат», 60,857% акций которого будут выставлены на аукцион осенью. Иначе как безнадежным этот актив назвать нельзя. Он представляет собой классический пример реструктуризации госсобственности, когда пассивы в виде соцсферы и долгов остаются на организационно-правовой «оболочке», а реальные производственные мощности выводятся на другие предприятия.

До кризиса Макеевский МК активно «разрабатывался» в «Смарт-Холдинге» Вадима Новинского, который организовал на базе данного предприятия Макеевский метзавод (ММЗ). Предприятие получило от ОАО доменный, мартеновский и прокатный переделы, из которых относительно современной была лишь «сортопрокатка». Первые два производства нуждались в коренной реконструкции; при этом мартен требовал однозначной замены на конвертер или электропечь. И соответствующие миллиардные планы в «Смарт-Холдинге» в те времена составлялись и периодически оглашались.

Сбыться им было не суждено. Осенью 2007 года было объявлено о слиянии горно-металлургических активов холдинга Новинского с группой Ахметова. В процессе макееевское предприятие «Смарта» органично вошло в состав металлургического дивизиона «Метинвеста» (юридически это было закреплено в октябре 2010-го). В марте 2011 года на общем собрании акционеров ПАО «ЕМЗ» было принято решение взять в аренду имущество ЗАО «ММЗ» и создать макеевский филиал. В итоге предприятие функционирует в качестве еще одной прокатной площадки Енакиевского металлургического завода — одного из первых в стальном бизнесе Рината Ахметова. Другими словами, осенний конкурс по продаже ОАО «Макеевский меткомбинат» нужен скорее для галочки в отчетности ФГИ. Найти покупателя проблемного актива Фонду, скорее всего, не удастся. Даже если ценой ОАО станет одна гривна.




По материалам: Инвестгазета





Просмотров: 1884
Другие новости