Компании

все компании

Александр Данченко: Зафиксировать сеть

14 серпня 2013 року, 14:48
Александр Данченко, генеральный директор компании «Датагруп», о необходимости инвестиций, региональном развитии и перспективах телекома

Как повлияет на рынок покупка группой СКМ «Укртелекома» — с учетом того, что у последнего есть единственная в Украине лицензия на 3G?

Если до приватизации «Укртелекома» игроков мучил вопрос, когда она состоится, то теперь основной вопрос — что будет дальше. Такая неопределенность влияет на инвесторов. Сейчас финансовые вложения западных инвесторов — единственно возможный драйвер рынка, поскольку украинские игроки из-за демпинга исчерпали ресурс развития. Как результат, происходит стагнация. И ожидать прихода новых инвесторов в ближайшее время не приходится — слишком непонятная обстановка.

Возможно, после того как СКМ объявит о стратегии развития «Укртелекома», ситуация изменится. По нашим оценкам, чтобы покрыть Украину сетью 3G, нужно $500-600 млн. Есть ли инвесторы, готовые вложить столько средств в рынок, который не сможет обеспечить возврата инвестиций раньше, чем через 20 лет, — еще один вопрос, остающийся без ответа. Тем более что в западных СМИ можно прочитать только о Юле, оппозиции, девальвации. Хотя на самом деле валюта стабильна уже два года. Но, к сожалению, об этом никто не говорит.

Вы говорили в основном о влиянии на сегмент мобильной связи и мобильного доступа. А как события вокруг монополиста отразятся на фиксированном доступе?

Мобильный и фиксированный интернет — две параллельные ниши. В первую очередь из-за того, что доступ осуществляется с разных устройств и для разных целей.

Сейчас именно тот момент, когда операторам и провайдерам пора задуматься о консолидации и синергии — например, продавать абонентам пакетный доступ обоих типов, как делает «Киевстар». К сожалению, мы вряд ли увидим подобные примеры в ближайшее время. На телеком-рынке нет диалога, а ожидать, что придет инвестор, купит действующий актив и создаст полноценного конкурента «Укртелекому», не приходится.

В Украине операторы пока заняты дележом пирога — каждый норовит откусить у другого кусок побольше, рынок рьяно демпингует. Операторы меряются количеством абонентов, но забывают о рекордно низком ARPU. Но пока на первом месте стоит маркетинг — толку не будет. Ведь для бизнеса важен один критерий — прибыль.

Консолидации не предвидится, мобильная связь без новых технологий — на грани стагнации. А как обстоят дела в сегменте фиксированного интернета?

Фиксированный ШПД остается основным драйвером рынка. Города покрыты сетью практически полностью, операторы постепенно переключаются на регионы. По нашим подсчетам, объем рынка составляет 3,5-4 млн. домохозяйств, потенциал — еще столько же. В регионах ниже стоимость входа, поэтому операторам выгодно расширять сети. Сейчас мы находимся на четвертом месте по скорости роста проникновения интернета в мире — уверен, что мы сохраним эти позиции и в 2013 году. Жаль только, что по ARPU мы на 193-й позиции.

Как изменилась эффективность работы тройки крупнейших игроков рынка фиксированного ШПД с момента кризиса?

У «Укртелекома» эффективность падает постоянно по вполне понятным причинам — его тянет на дно фиксированная телефонная связь, старые сети, которые требуют больше сервиса, неопределенная стратегия развития. У «Воли» и «Датагруп» эффективность растет. У нашей компании за последние три года только маржинальность выросла с 33% до 38%. Но эффективность на телекоммуникационном рынке — достаточно субъективное понятие. Например, как только компании перестали строить и развивать сети, эффективность выросла просто потому, что упали расходы.

Как будет развиваться телекоммуникационный рынок в ближайшие несколько лет?

Это зависит от внешних инвестиций. Если их не будет, или крупные игроки не начнут вкладывать крупные суммы в развитие рынка, он будет расти примерно на 10% в год. Потенциал есть, экономические предпосылки тоже — всем известно, что кризис способствует увеличению потребления телеком-услуг. В течение года большинство операторов перейдут на продажу абонентам пакетных услуг. Сейчас наблюдается еще одна тенденция: в связи с кризисом в финансовом секторе все больше меняется пул корпоративных клиентов — на смену банкам приходят аграрии.




По материалам: Инвестгазета





Просмотров: 2057
Другие новости