Компании

все компании

Стин Якобсен: Мировые тренды в 2013 году

31 січня 2013 року, 13:24
Стин Якобсен: Мировые тренды в 2013 году Существует три основные причины, почему от мировой экономики не стоит ждать многого в 2013 году:

    Азия в целом и Китай в частности достигли наивысшей точки своего развития, и им нужна новая бизнес-модель,
    Затраты на обслуживание огромного долга значительно сдерживают потенциальный рост,
    В правовых обществах существует политическая элита, которую удерживает у власти большинство, заинтересованное в сохранении статуса-кво.

Мировые лидеры, ответственные за принятие стратегических решений, заткнули бы за пояс величайшего в мире иллюзиониста, самого Дэвида Копперфильда. По мановению своей волшебной палочки, в роли которой выступает политика нулевых процентных ставок, они сделали невидимыми стоимость обслуживания и последствия огромного государственного долга, подобно тому, как Копперфильд делает невидимыми машины и другие крупные предметы на сцене. К большому сожалению политических лидеров, в реальности машины Копперфильда никуда не исчезают, равно как и долговая нагрузка.

Теперь же расходы, до этого прикрываемые постоянно растущим уровнем долга, начинают приобретать реальные очертания, и великий фокус финансовых политиков превращается в дешевое цирковое представление. Из-за роста цен, вызванного мерами по количественному смягчению, снижается уровень располагаемого дохода, зарплаты в процентном соотношении с ВВП достигли рекордного минимума, а максимальные темпы роста американской экономики под давлением долговой нагрузки понизились с почти 5% в 1980 году до менее 2,5%.

Центральные банки придумывают все новые способы смягчения условий с целью создания рабочих мест, несмотря на отсутствие каких-либо научных или практических доказательств связи их действий с реальной занятостью. И вот, наступил 2013 год, публика недовольна: цены на билеты взлетели вверх, и долговые обязательства скоро уже не смогут умещаться на сцене. За кулисами финансовые власти заметно нервничают: получится ли у них исполнить фокус с исчезновением долга в этом году?

Ни один аналитик на Уолл-стрит не может представить себе, что фондовый индекс S&P 500 завершит год с отрицательным результатом. Это уже само по себе является противоположным сигналом, указывающим на избыток оптимизма, однако реальные причины для ожидания спада в 2013 году имеют под собой более конструктивные основания.

Китай и Азия в целом пока что дают самый мощный стимул для развития мировой экономики благодаря своему развивающемуся среднему классу, а также учитывая тот факт, что на демографической кривой в этом регионе была достигнута наиболее благоприятная точка (такая тенденция продолжается в ряде азиатских стран, за ярким исключением Китая). Однако в Китае экономический эксперимент оказался каким-то однобоким и к настоящему моменту устарел на целое поколение. Появившись на свет в 1979 году, он исчерпал себя полностью и теперь должен быть пересмотрен с учетом будущих потребностей.

Теперь стране придется пролезть сквозь игольное ушко, чтобы эволюционировать из сильного полуиндустриального государства в полноценную промышленную сверхдержаву. Чтобы осуществить этот сложный переход, Китаю нужно изменить три вещи:

    Увеличить конкуренцию. Это единственное решение для характерной для этой страны коррупции. Ситуация будет меняться, но очень медленно.
    Сделать рынки капитала более глубокими. Растущему среднему классу нужна альтернатива вкладам в государственных банках, недвижимости по завышенным ценам и управляемому фондовому рынку. Настоящим показателем развитой экономики является глубина и размер ее рынка капитала.
    Создать государственную систему здравоохранения. Переход от экспортной экономики к более сбалансированной экономике с высоким уровнем потребления возможен только в том случае, если у Китая будут стимулы для того, чтобы снизить норму сбережения.

Все вышеперечисленное обязательно произойдет, но не в 2013 и даже не в 2014 году. А это значит, что вклад Китая в мировой рост уменьшится по сравнению с его блестящими показателями последних десяти лет.

В Европе две ключевые страны – Нидерланды и Германия – движутся в направлении рецессии. Кризис, наконец, добрался и до их порога. Между тем, трансформация денежно-кредитной политики Европейского центрального банка осложняется отсутствием единства стратегий. В Нидерландах минимальная ставка по ипотеке равна 300 базисным пунктам, а в Испании она составляет 325 пунктов. Как, исходя из этого, владельцы ипотеки могут рассчитывать на улучшение своего финансового положения?

Способность обслуживать долг определяется простым математическим вычислением: если темпы роста экономики вашей страны выше ставки рефинансирования, то он будет снижаться или, как минимум, оставаться стабильным в относительном выражении. Америка финансирует себя по ставке ниже 2%, при этом демонстрирует темпы роста выше 2%. Пока ситуация приемлемая, но она перестанет быть таковой, если темпы роста снизятся. А вот в Европе, в частности во Франции, ставка рефинансирования равна 2,5%, но рост отрицательный. Можно убежать от своего долга, но от него невозможно спрятаться, и именно с такой реальностью столкнутся Европа и Франция в 2013 году. Французская модель не только полностью разрушена, но, как можно видеть из поступающих экономических данных, не имеет никаких шансов на возрождение экономического роста, так как социальные субсидии зашли слишком далеко.

Сторонние наблюдатели при оценке перспектив Европы забывают о влиянии таких субсидий. Субсидии не зарабатываются честным трудом. Это подарки, которые социально-ответственные правительства даруют своим подопечным. И потом их практически невозможно вернуть. Прервать такое жонглирование субсидиями может только крах экономики или, как минимум, стремительный рост ставок доходности по мере приближения государства к кризису финансирования.

Но накачивать долговой пузырь, который становится все сложнее спрятать, можно будет только до тех пор, пока чистая цена создания долга остается ниже совокупной стоимости социального напряжения, падающего уровня располагаемого дохода и растущей безработицы.

Как такое может быть, что фондовые рынки бьют многолетние рекорды, в то время как процент занятости находится в области исторических минимумов? На настоящем «бычьем» рынке каждый участник рынка вносит свой вклад в рост, но сейчас на рынке и в экономике бал правят те, кто имеют доступ к финансированию от центрального банка. В действительности, они далеки от реальности. Как и представление Дэвида Копперфильда - одна большая иллюзия. Мы живем в мире капитализма без капитала и свободных рынков.



По материалам: РБК daily





Просмотров: 1294
Другие новости