Кредитування в сучасних реаліях максимально спрощує життя звичайній людині, тому що поряд із класичними банківськими кредитами
История отношений МВФ и контроля над капиталом
Таким образом, на наших глазах произошел очередной поворот в бесконечной истории любви и ненависти в отношениях фонда с контролем над движением капитала.
В эпоху золотого стандарта, вплоть до 1914 г., свобода движения капитала была священной. Но неспокойные времена между двумя мировыми войнами убедили многих, в том числе Джона Мейнарда Кейнса, в том, что открытость границ для движения капитала несовместима с макроэкономической стабильностью. Новый вывод нашел свое отражение в Бреттон-Вудском соглашении 1944 г., где контроль над движением капитала был прописан в статьях соглашения МВФ. Как тогда сказал Кейнс, "то, что было ересью, теперь стало общепринятостью".
Однако же в конце 1980-х гг. политиков снова восхитила мысль о мобильности капитала. В 1992 г. Евросоюз признал нелегальным контроль над движением капитала, а ОЭСР стала требовать от своих новых членов свободы капитала, что и спровоцировало финансовый кризис в Мексике и Южной Корее в 1994 и 1997 гг. соответственно.
Пока от мировых финансовых потоков страдали только развивающиеся страны, говорили, что жертвы сами виноваты. МВФ и западные экономисты доказывали, что правительства Мексики, Южной Кореи, Бразилии, Турции и так далее сами не выстроили необходимой политики - разумного регулирования, бюджетных ограничений, кредитно-денежного контроля. По их мнению, такие меры помогли бы странам извлечь выгоду из свободного перемещения капитала и предотвратить кризисы. Проблемы приписывались внутренней политике, а не финансовой глобализации, поэтому решение искали во внутренних реформах, а не в контроле над трансграничным движением капитала.
Ссылки по теме
Советы МВФ отстали от жизни?
Однако как только в 2008 г. жертвами финансовой глобализации стали развитые страны, придерживаться данных выводов стало сложнее. Стало ясно, что корень проблем кроется в нестабильности самой мировой финансовой системы, ведь периоды эйфории и "пузырей" сменялись неожиданными остановками и резкими поворотами, свойственными неконтролируемым и нерегулируемым финансовым рынкам. В результате МВФ сделал хорошее признание в том, что страны имеют право защищать себя от подобного развития событий.
Но не стоит преувеличивать масштабы смены точки зрения МВФ. Фонд по-прежнему считает свободное движение капитала идеалом, к которому в результате придут все страны. Для этого нужно только, чтобы в этих странах были достигнуты определенные условия достаточного "финансового и институционального развития".
МВФ рассматривает контроль над движением капитала как последнюю возможность при ограниченных обстоятельствах, когда другие макроэкономические и финансовые меры не способны сдержать притоки капитала, курс валюты определенно завышен, а экономика перегрета. Таким образом, хоть фонд и заявляет об "интегрированном подходе к либерализации движения капитала" и детально описывает реформы, в этом нет ничего даже отдаленно напоминающего контроль над капиталом и увеличением его эффективности.
Это отражает чрезмерный оптимизм фонда по двум вопросам. Во-первых, это осторожность в реализации политики для эффективной борьбы с первопричинами финансовой нестабильности. Во-вторых, это степень совпадения национального финансового регулирования, для того чтобы не было необходимости в контроле над финансовыми потоками между ними.
Аналогией для первого пункта является контроль над оружием. Оно, как и капитал, имеет своих законных хозяев, но попав в неправильные руки, может вызвать катастрофические последствия. Сопротивление МВФ контролю над капиталом напоминает противников контроля над оружием: якобы полиция должна бороться с антиобщественным поведением, а не ограничивать личную свободу. Как любят повторять американские сторонники оружия, "не оружие убивает людей; людей убивают люди".
Другими словами, нужно наказывать отдельных преступников, а не запрещать свободную продажу оружия. Так же и политики должны обеспечить то, чтобы участники финансового рынка полностью отдавали себе отчет в принимаемых рисках, а не облагать их налогами или запрещать некоторые типы операций.
Еще одна трудность заключается в том, что заемщики и кредиторы могут прибегать к трансграничным финансовым потокам, для того чтобы избежать внутреннего контроля и таким образом нарушить целостность регулирующих стандартов. В результате национальные регуляторы могут быть вынуждены предпринять меры против финансовых транзакций.
В мире, где каждая страна по-своему регулирует свой финансовый сектор, необходимы правила движения капитала для регулирования случаев пересечения политик разных стран. Надежда на то, что все страны придут к идеальному свободному движению капитала, отвлекает от тяжелой работы по формулированию правил этого движения.
По материалам: Вести Экономика