Компании

все компании

Евгений Воропаев: в этом году мы обнаружили проблему более опасную, чем двойные реестры акционеров

21 листопада 2012 року, 12:47
Евгений Воропаев: в этом году мы обнаружили проблему более опасную, чем двойные реестры акционеров Член Нацкомиссии по ценным бумага и фондовому рынку Евгений Воропаев рассказал "Делу" о том, с какими нарушениями боролся регулятор в 2012 году, как изменился подход к проверкам и какое опасное явление было обнаружено на рынке

Недавно в комиссии было создано управление по правоприменению. Расскажите, какие преимущества от этого получат все стороны процесса.

Уточню, что процесс правоприменения был разделен на четыре этапа между уполномоченными лицами и структурными подразделениями комиссии. В частности, это выявление правонарушения, фиксация правонарушения и производство по делу, рассмотрение дела, рассмотрение жалобы на постановление уполномоченного лица. Для работы, связанной с производством по делу, в структуре НКЦБФР создано отдельное управление. Что касается преимуществ, то для участников рынка они заключаются в создании условий для более объективного рассмотрения дел и снижения коррупционных рисков.

Каким образом?

Этому способствует разделение всего процесса правоприменения на части между независящими друг от друга подразделениями и уполномоченными лицами, отсутствие у ключевого подразделения в этой сфере функции общения с правонарушителями, выведение функции рассмотрения жалоб на санкции Комиссии в отдельное подразделение. При этом координация правоприменения, рассмотрение проблемных ситуаций, по которым участники процесса не могут прийти к единому мнению, остается у коллегиального образования НКЦБФР — Комитета по вопросам правоприменения и защите прав инвесторов.

А чем вас не устраивала старая система правоприменения?

У нас не было возможности укомплектовать каждый департамент достаточным количеством квалифицированных юристов, и это порождало ряд проблем. Были случаи, когда у нас недостаточно компетентно составлялись документы о нарушениях на рынке, а неточности, как правило, выявлялись членом Комиссии уже на последнем этапе. В таком случае приходилось останавливать производство по делу, выделять его в другое дело, в общем, тратить больше сил и времени на этот процесс. Поэтому мы решили сконцентрировать всю работу по правоприменению в отдельном управлении, где у нас работают профессиональные юристы.

Поменялся ли подход комиссии к осуществлению проверок профучастников?

За последний год нами был сделан значительный шаг вперед в части планирования проверок, исходя из степени риска, которые могут нести в себе участники рынка. Теперь "в поле зрения" комиссии попадают именно "проблемные" профучастники и эмитенты, а не те, которые просто давно не проверялись. Кроме того, мы пытаемся снизить регуляторное давление на рынок в части проверочной деятельности путем постепенного перехода к безвыездным проверкам, что позволяет как экономить бюджетные средства, так и облегчить жизнь участникам рынка.

В целом, росло ли количество правонарушений со стороны профучастников рынка в этом году?

В последнее время мы наоборот наблюдаем тенденцию к уменьшению количества правонарушений. В то же время общий объем штрафных санкций увеличивается, что связано с ужесточением ответственности со стороны профучастников за наиболее грубые нарушения. Наиболее распространенные нарушения связаны с подачей отчетности участниками рынка. Речь идет о таких нарушениях, как неподача, неполная подача, подача недостоверной информации. Указанные нарушения составляю около 90% от всего объема.

В этом году комиссия начала рассматривать несколько дел, касающихся манипуляций с ценами на бирже — на каком они этапе? В НКЦБФР сообщали, что по манипулированию ценами сейчас идут еще несколько расследований. Что это за дела и касаются ли они крупных торговцев?


Комиссия завершила рассмотрение двух дел о манипулировании на фондовом рынке, и к двум
компаниям ("Сити Брок" и "Ти Капитал". — прим. "Дело") уже применены штрафные санкции в размере 170 тыс. грн. Первая санкция была применена за распространение информации, которая приводит к введению в заблуждение участников рынка относительно цены, спроса, предложения или объемов торгов ценными бумагами на фондовой бирже. Вторая — за манипулирование ценами на облигации одного из коммерческих банков. На данный момент мы расследуем еще несколько случаев манипулирования, но о них до завершения рассмотрения дел пока еще некорректно говорить.

Нельзя не вспомнить забастовку Украинской биржи, которая на один час приостанавливала торги в знак протеста против закона о депозитарной системе. Комиссия также изучала эту ситуацию на наличие правонарушения.

Мы провели проверку ситуации, связанную с изменением графика торгов на "Украинской бирже", но нарушений законодательства на рынке ценных бумаг со стороны площадки не обнаружили.

В вашем ведении — противодействие ведению двойных реестров и корпоративные конфликты. С чем вы сталкивались по данному направлению в этом году?


За последние три года имеет место тенденция постепенного сокращения количества корпоративных конфликтов. Если в 2009 году имели место шесть острых корпоративных конфликтов, то в 2010 — только три, а в 2011 и 2012 годах — по одному. Во многих случаях акционеры заключали "мировую" при содействии комиссии. Нам, к примеру, удалось совместно с другими госорганами урегулировать конфликт в таких обществах, как ПАО "Гостиничный туристический комплекс "Інтурист-Закарпаття", АО ХК "Киевгорстрой", а также его дочерних предприятий, ОАО "Машиностроительное производственное объединение "Орион". Проблема двойных реестров на данный момент практически полностью устранена. Из 30 подобных случаев, которые имели место в 2009 году, на данный момент осталось всего три, по которым между противоборствующими сторонами идут вялотекущие судебные разбирательства.

То есть, учет прав собственности на рынке ценных бумаг у вас сейчас никаких волнений не вызывает? Нет никаких проблем?

В ходе работы над ситуацией с двойными реестрами НКЦБФР выявила проблему, которая потенциально опаснее "двойников". Это дисбаланс в системе депозитарного учета ценных бумаг отдельных обществ. Речь идет об эмитентах, количество ценных бумаг которых в депозитарной системе учета составляет более 100% уставного капитала. На данный момент мы видим порядка 20 таких обществ, среди которых есть и крупные промышленные объекты. Предположительное количество может быть в несколько раз больше.

Почему возникла такая проблема?

Причин может быть несколько. Например, некорректное выполнение участниками депозитарной системы судебных решений относительно проведения операций списания/зачисления ценных бумаг. Или же это может произойти в тех случаях, когда системы реестра признаются потерянными. Также причиной может быть проведение операций списания/зачисления ценных бумаг с нарушениями требований законодательства.

Чем это опасно?

Указанное явление может существенно усложнить жизнь акционерным обществам, поскольку мешает эмитентам проводить дематериализацию ценных бумаг, может сорвать проведение собрания акционеров в связи с невозможностью выдачи реестра акционеров, не говоря уже о вопросах выплаты дивидендов и участия акционеров в управлении обществом.

Что будет делать комиссия для решения этой проблемы?

Технически данный дисбаланс выглядит, как учет одной ценной бумаги двумя разными депозитарными учреждениями, как правило, на счетах разных владельцев, что приводит к обращению на рынке "лишних" ценных бумаг. Но решение вопросов, связанных с установлением права собственности на ценные бумаги и определением легитимного владельца, находятся за пределами компетенции НКЦБФР, и отнесено к компетенции органов судебной власти. То есть, мы не можем сами прекратить обращение "лишних пакетов". Комиссия может лишь выяснять причины возникновения дисбаланса, а ее выводы уже будут использоваться судом. В исключительных случаях, если дисбаланс приводит к нарушению прав инвесторов, НКЦБФР может принять решение о запрете внесения изменений в учетной системе ценных бумаг "проблемного" общества.



По материалам: Дело





Просмотров: 1857
Другие новости