Компании

все компании

Киев ввел против России ответный налог на автомобили

13 вересня 2012 року, 08:30
Киев ввел против России ответный налог на автомобили Российские автомобили в Украине подорожают. Киев пошел на открытую торговую войну с Москвой, приняв меры в ответ на введение РФ утилизационного сбора на автомобили, пишет газета КоммерсантЪ-Украина в статье Украина ввязалась в сбор. Эксперты едины во мнении, что этот шаг противоречит нормам ВТО. Но добавляют, что решение таких вопросов, как правило, занимает годы.

Украина ввела утилизационный сбор в отношении российской автопродукции. Это решение касается импортируемых в страну легковых и грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники и закреплено постановлением правительства N843 "О некоторых вопросах заготовки и утилизации отходов, которые возникают по причине утраты транспортными средствами своих потребительских качеств", которое было опубликовано вчера.

Если до сих пор Украина заявляла о намерении ввести такие ограничения в отношении всей импортной автопродукции (см. "Ъ" от 14 июня), то теперь речь идет о санкциях исключительно в отношении российского автопрома. Источник "Ъ", близкий к правительству, говорит, что Киев пытался найти компромисс с российской стороной, и этот вопрос поднимался во время визита в Украину председателя коллегии Евразийской экономической комиссии Виктора Христенко. Россия ввела аналогичный сбор с 1 сентября (о подготовке документа "Ъ" сообщал 13 июля). "Создается впечатление, что текст документа готовился в последний момент, чем и объясняются многие недоработки",— отметил собеседник "Ъ".

Ставки сбора в Украине оказались даже выше, чем в РФ. Для легковых автомобилей базовая ставка составляет 4,7-30,2 тыс. грн ($0,59-3,78 тыс., для сравнения: в РФ — $0,59-3,46 тыс.) в зависимости от объема двигателя, а для грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники — 19-110,2 тыс. грн ($2,37-13,7 тыс., в РФ — $2,36-12,58 тыс.). Если с момента выпуска автомобиля прошло более трех лет, ставка увеличивается в 6,2-6,4 раза, а для грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники — в 1,5-6,8 раз в зависимости от тоннажа.

Больше всего от введенных мер пострадает АвтоВАЗ — крупнейший поставщик российских автомобилей в Украину. По итогам 8 месяцев в Украине было продано 11,6 тыс. автомобилей АвтоВАЗа (данные AUTO-Consulting), что позволяет российской продукции занимать вторую позицию в рейтинге самых продаваемых машин в стране. Гендиректор "УкрАвтоВАЗа" Игорь Вознюк говорит, что цены на автомобили компании на украинском рынке сейчас и так достаточно высокие. "Дополнительный сбор сократит нашу долю на рынке, но мы будем просить у АвтоВАЗа снизить отпускные цены",— говорит он. Долю компании могут отобрать украинские и китайские производители. Сейчас продукция АвтоВАЗа в Украине стартует по цене от 64 тыс. грн, тогда как, например, продукция ЗАЗа ("ЗАЗ Sens") стартует с 59,9 тыс. грн. С учетом сбора с российских автомобилей с объемом двигателя от 1000 до 2000 куб. см. (львиная доля поставляемых в страну машин) в размере 7,37 тыс. грн их стоимость в сравнении с украинской продукцией увеличится еще на 19%.

Но даже если АвтоВАЗ уйдет с украинского рынка, это не возместит в должной мере потери украинских предприятий в связи с аналогичным сбором в РФ, добавляет господин Вознюк. По итогам I полугодия импорт автомобилей из РФ в Украину составил 19,5 тыс. ед. на сумму $167,8 млн (автобусов — 328 ед. на сумму $7,9 млн), отмечают в Госстате. Для сравнения: Украина за этот период экспортировала в РФ 13,9 тыс. автомобилей на сумму $108 млн и 404 автобуса на сумму $18,4 млн.

По мнению юристов, решения обеих стран ввести такой сбор нарушает нормы Всемирной торговой организации. "При этом если российское решение дискриминирует импорт по отношению к местным производителям, то украинское решение дискриминирует российский импорт как по отношению к украинской продукции, так и по отношению к импорту из третьих стран",— отмечает советник юрфирмы "Саенко Харенко" Наталья Микольская. Партнер юридической компании Astapov Lawyers Олег Мальский соглашается, что действия Украины еще более противоречивы, так как теперь у РФ может возникнуть вопрос, почему этот сбор не платят другие импортеры. "С практической точки зрения введение подобных ответных мер Украиной является исключительным политическим прецедентом. Даже такие мощные игроки в ВТО, как США, ЕС или Китай, не позволяют себе настолько неприкрытые конфронтации в виде "зеркальных" мер",— говорит юрист брюссельского офиса юрфирмы Salans Игоря Данилова. Но если РФ подаст жалобу в ВТО, то ее будут скорее всего рассматривать 1-1,5 года, но это обращение не приведет к решению спора, так как в правилах Всемирной организации не прописаны штрафные санкции, а есть только пункты о решении спора ответными аналогичными мерами, говорит Олег Мальский.






Просмотров: 1389
Другие новости