Компании

все компании

Владимир Рожанковский: «Забытые» азиатские экономики: Китай и Япония

6 вересня 2012 року, 11:16
Владимир Рожанковский: «Забытые» азиатские экономики: Китай и Япония Одна из трёх самых серьёзных «страшилок» на рынке – противоречивые толкования макростатистики Поднебесной и столь же пёстрые прогнозы на будущее «мирового экономического локомотива». На самом деле, если в апреле данные по торговому балансу, розничным продажам и деловой активности выходили, в целом, на уровне ожиданий рынка, что означало при наихудшем сценарии комфортную мягкую посадку экономики КНР, то майские цифры заставили скептиков более отчётливо заговорить о необходимости возобновления стимуляционных программ наподобие тех, которые КНР внедрял на пике кризиса в 2008 г.

Напомним, что в течение прошедших двух-трех лет Китай был главным двигателем всей мировой экономики. Как известно, Китай был единственной страной мира, пережившей кризис практически без потерь. Максимальное замедление китайской экономики наблюдалось в 2009 г., но даже тогда рост его ВВП составил 9.2%. Но уже в 2010 г. экономика КНР продемонстрировала рост на 10.3%, что позволило говорить о том, что Китай стал спасителем всей мировой экономики, в том числе и российской как ориентированной на импорт. Критики концепции decoupling (независимого развития мировых экономик) были жестоко осмеяны и преданы забвению.

Тем не менее, в начале июня текущего года Всемирный банк в очередной раз понизил прогноз роста китайской экономики в 2012 году – до 8.2%. Понижение прогноза связано с ожиданиями сокращения экспорта из-за ухудшения ситуации в экономиках Европы и США. Тем не менее, Китай продолжит расти быстрее других крупных экономик, а Восточная Азия сохранит за собой роль лидера мирового экономического роста.

Вместе с тем, Всемирный банк не считает вероятным сценарий «жесткой посадки» китайской экономики, чего опасаются многие инвесторы. Рост внутреннего потребления не сможет полностью компенсировать сокращение внешнего спроса. Согласно последним статданным, Китаю удалось удержать под контролем инфляцию, которая замедлится до 3.2% в 2012 году против 5.4% в прошлом году. Такое положение вещей развязывает Народному банку Китая руки для реверсивного смягчения монетарной политики, поэтому мы не разделяем мнения скептиков, которые посчитали эти действия признаком панических настроений. Если взглянуть на прилагаемый график динамики базовой ставки в КНР с 2008 года, то нетрудно заметить, что китайский регулятор, получив подтверждение тезису о замедлении инфляции, всего лишь пытается плавно вернуться к количественным параметрам своей монетарной политики соответствующего инфляционного периода, что выглядит вполне логично. В дальнейшем снижению инфляционного давления будет способствовать как замедление экономического роста, так и стабилизация цен на продовольствие и энергоносители.

В целом, Юго-Восточная Азия останется центром мирового экономического роста, несмотря на некоторое замедление по сравнению с предыдущим годом. Всемирный банк ожидает роста ВВП этого региона на 7.6% в 2012 году (5.2% без учета Китая) против 8.2% в 2011 году (4.3% без учета Китая), что выглядит вполне оптимистично, хотя в этом году основной вклад в понижательный тренд окажут экономики КНР и Индии, тогда как в прошлом году наиболее серьезное влияние на этот параметр оказали землетрясение в Японии и наводнение в Таиланде. Говоря о перспективах Индии, приходится признать, что замедление роста происходит несколько более динамично, чем прогнозировалось ещё в начале этого года. Так, в 1-м квартале 2012 года ВВП страны вырос всего на 5.3% в годовом выражении, что является наихудшей динамикой роста с 2003 года, хотя ещё в 4-м квартале 2011 года индийская экономика прибавила 6.1%. Самыми большими проблемами Индии являются высокая инфляция и слабая валюта. По отношению к доллару рупия обесценилась с июля 2011 года на 27%.

По мере того как внимание инвесторов во 2-м квартале всё больше концентрировалось на долговых проблемах еврозоны и рисках замедления экономики Китая, третьей по величине экономике мира – японской – уделялось всё меньше внимания, а зря. На самом деле, благодаря пресловутому эффекту «низкой базы» и необходимости масштабного строительства на северо-востоке о. Хонсю, больше всего пострадавшем от масштабного цунами и радиации в результате выхода из строя АЭС Фукусима, макроэкономическая статистика Страны восходящего солнца не раз давала повод для изолированного оптимизма. В частности, в первом квартале этого года ВВП Японии вырос на 1.2% по сравнению с 4-м кварталом прошлого года, что явилось наивысшим показателем среди стран G7.

Как ни странно, но текущая ценовая стабилизация во многих сегментах биржевого сырья во многом обязана именно резко возросшему импортному спросу со стороны Японии. Как известно, Министерство финансов страны оценило ущерб от стихийных бедствий 2011 г. суммой ¥25 трлн (около $300 млрд), что составляет приблизительно 5% от всего годового ВВП этой страны.

Тем не менее, оценивая перспективы ценового роста конкретных биржевых металлов и строительных материалов в III квартале 2012 г., надо осознавать специфические различия профиля японского спроса по сравнению с импортными предпочтениями Китая. Так, что касается меди, то Япония обеспечивает лишь 5% глобального спроса на «красный металл» по сравнению с 40% в случае Китая и 15% - для Европы. Вместе с тем, в доле японского импорта традиционно высокую долю занимают энергоносители (а теперь, после декларированного отказа от эксплуатации атомных электростанций она станет ещё выше), природный газ (преимущественно, в сжиженном виде), некоторые промышленные металлы (цинк, свинец, никель), а также строительные материалы химической и нефтехимической промышленности (полиэтилен, полипропилен, строительные полимеры, метанол, и т.д.), древесина и, наконец, продукция пищевой промышленности (соевые бобы, говядина и т.д.) Среднегодовой объём импорта Японии составляет около $650 млрд, однако в текущем году ввиду вышеописанного дополнительного спроса для целей восстановления экономики и строительства, данная цифра составит не менее $800 млрд (для сравнения, суммарный объём импорта Китая составляет порядка $950 млрд). Таким образом, можно сделать вывод, что хотя на фактор восстановления Японии нельзя рассчитывать в плане адекватной компенсации снижающемуся спросу со стороны Европы и США, его нельзя скидывать со счетов ввиду мощного поддерживающего значения по отношению ко многим важным сырьевым категориям и их производителям.



По материалам: РБК daily





Просмотров: 1510
Другие новости