Компании

все компании

Агентство Kroll не нашло утечки данных из GfK

3 сентября 2012 года, 08:50
Агентство Kroll не нашло утечки данных из GfK "Ъ" стали известны выводы детективного агентства Kroll, расследующего дело об утечке информации в исследовательской компании GfK Ukraine, пишет газета КоммерсантЪ-Украина в статье Детективная развязка. В агентстве, нанятом главным офисом GfK, пришли к выводу, что исследователь невиновен, а утечки данных, благодаря которой стала возможной фальсификация показателей аудитории телеканалов, не было. Однако участники рынка считают, что доверие к исследователю подорвано и, чтобы избежать снижения рекламных бюджетов, настаивают на его смене.

Международное детективное агентство Kroll подготовило первые результаты расследования утечки информации в компании GfK Ukraine, на основании данных которой происходит продажа ТВ-рекламы, рассказала "Ъ" исполнительный директор Индустриального телевизионного комитета (ИТК; объединяет крупнейшие телеканалы и рекламные агентства) Катерина Котенко. 29 августа эти выводы ИТК представил управляющий директор Нью-Йоркского офиса Kroll Роберт Витеретти (ранее его приглашали в Украину адвокаты президента Леонида Кучмы с целью доказать его непричастность к убийству Георгия Гонгадзе). "Отчет является предварительным, поэтому официальных комментариев о результатах расследования ИТК не предоставляет",— отметила она. Окончательный отчет ИТК получит 10-15 сентября.

Руководитель медиадепартамента GfK Ukraine Ольга Росманова вчера сообщила, что не уполномочена давать какие-либо комментарии. В Kroll на запрос "Ъ" не ответили.

В отчете Kroll отрицает факт утечки конфиденциальной информации из GfK Ukraine, сказал "Ъ" один из членов ИТК на правах анонимности. Проведение аудита началось после заявления директора канала RuMusic Рудольфа Кирноса о том, что неизвестная частная структура получила базу контактов респондентов исследования и осуществила их подкуп. Господин Кирнос утверждал, что коррупции поддались 5-8% респондентов, получавших письма с инструкциями, следуя которым смотрели определенные телеканалы, искусственно завышая их рейтинги (см. "Ъ" от 8 июня).

"Детективы не смогли найти источник утечки, а поэтому пришли к выводу, что эта частная структура нашла респондентов самостоятельно, без участия GfK, и виновны во всем лишь некие внешние факторы",— рассказал господин Кирнос. Это подтвердили и источники "Ъ" в ИТК. Детективы также поставили под сомнение сам факт коррупции. "В Kroll не отрицают того, что инструкции имели место. Однако считают, что респонденты им не следовали, а скачки рейтингов каналов находятся в пределах статистической погрешности",— отметил собеседник "Ъ" в ИТК.

Однако даже такая погрешность отразилась на рейтингах небольших каналов. Генеральный директор канала ТВi Николай Княжицкий заявил, что доля аудитории его канала (люди в возрасте 18-54 лет, проживающие в городах с населением более 50 тыс. человек), в мае составлявшая 1,27%, за последние месяцы упала в 1,5-2 раза. По его словам, это связано с отключением от панели измерения респондентов, заподозренных в подкупе.

На рынке существует три версии того, кто является основным заказчиком завышения показателей. Согласно первой, высказанной господином Кирносом, этими услугами пользовались каналы, продажей рекламы на которых занимается украинское подразделение сейлз-хауса "Видео Интернешнл". Согласно второй, основанной на данных из письма-инструкции, завышались рейтинги передач, снятых продакшном SistersProduction (шоу "Я люблю Украину", "Операция красота" и др.). Третья, которой придерживаются в нескольких крупных рекламных агентствах, основана на том, что рейтинги каналов группы StarLightMedia — ICTV и "Нового канала" — завышались. Все три подозреваемых компании отрицают обвинения. "Я не понимаю, о чем идет речь. Насколько мне известно, ни "Новый", ни любой другой канал StarLightMedia никогда не оплачивал мошеннические схемы",— говорила Ирина Лысенко, занимавшая должность генерального директора "Нового канала".

Скандал вокруг GfK уже привел к тому, что в ИТК решили передать часть контракта с компанией другой структуре. Установочным исследованием, в ходе которого и отбираются респонденты, будет заниматься Киевский международный институт социологии. Весь контракт с GfK Ukraine оценивался в сумму свыше $2 млн в год, часть, которую теперь будет выполнять КМИС, составляет 10-15% этой суммы. "Доверие большинства рекламодателей и к GfK, и к ИТК подорвано. Сейчас комитет не информирует рынок ни о ходе, ни о результатах расследования. И пока не начнет это делать, ему не стоит надеяться, что это доверие вернется",— полагает CEO рекламной группы Aegis Media/GMG Александр Гороховский.

По данным одного из участников ИТК, GfK Ukraine также планируют лишить доступа к панели исследования и сбору информации, оставив за компанией лишь аналитические функции и программное обеспечение рынка. "В этом случае за GfK останется всего 10-15% суммы нынешнего контракта. Фактически это равнозначно его потере",— говорит источник, знакомый с условиями контракта. "Тендер будет объявлен до конца года, иначе телевидению грозит отток рекламодателей в пользу других видов медиа",— объясняет собеседник "Ъ" в ИТК.




Просмотров: 966