Компании

все компании

Андрей Шевчишин: Эффект домино. Почему инвесторы бегут из интернет-компаний

23 августа 2012 года, 11:15
Андрей Шевчишин: Эффект домино. Почему инвесторы бегут из интернет-компаний Последние IPO крупных интернет-компаний стали большим разочарованием для акционеров. Нового бума доткомов и безудержного, как в 90-х, роста капитализации не произошло. Вместо этого появилась новая головная боль: инсайдеры продают свои акции, прибыль снижается, сотрудники увольняются .

Для таких настроений было несколько предпосылок. Во-первых, есть глобальный тренд растущих рисков: экономика США восстанавливается слабо, развитие в Китае замедлилось, а еврозона находится на грани краха. Инвесторы опасаются снижения выручки и прибыли в ближайшем будущем из-за снижения глобального спроса.

Во-вторых, существуют факторы корпоративного характера, такие как снижение прибыли и выручки компаний. В-третьих, вскрылись некоторые специфические риски интернета. Инвесторы сомневаются в возможности трансформировать интернет-сервис в значительный денежный поток. Их также смущает ограниченная возможность "монетизации" лояльных потребителей. Да, социальные сети дают лояльную аудиторию и позволяют донести необходимый "месседж". Но побудить клиента к потреблению становится с каждым днем тяжелее.

Стоимость акций Facebook снижалась из-за общей "перегретости" цен. В процессе IPO "культовость" эмитента ограничивала объективность инвесторов: они давали ценным бумагам слишком высокую премию. Цена акций Facebook в рамках IPO, состоявшегося в мае 2012 года, составила $38. При этом показатель P/E (отношение рыночной капитализации компании к ее годовой прибыли) составил аж 95. Инвесторы также учитывали прогнозы по развитию Facebook - увеличение аудитории до 1 млрд. пользователей к концу 2012 года.

По факту, после позитивного первого квартала с прибылью в $205 млн., Facebook неожиданно получил чистый убыток в размере $157 млн. Причиной снижения стали, с одной стороны, слабые финансовые показатели, а с другой - негативный новостной фон. После размещения всплыла информация о понижении прогноза по годовой выручке Facebook со стороны банков, участвовавших в IPO. Подозрения в том, что Facebook ввел инвесторов в заблуждение, появились в американской прессе, после чего на компанию подали несколько коллективных исков.

Также на динамику бумаг соцсети повлияло завершение моратория на продажу 270 млн. акций Facebook, принадлежащих первым инвесторам и сотрудникам компании. Но самое интересное еще впереди - 14 ноября снимут запрет на продажу пакета из 1,2 млрд. акций Facebook. Львиная доля этих бумаг принадлежит нынешним и бывшим сотрудникам Facebook, и их решение о продаже акций, вероятно, будет основано на финансовых результатах третьего квартала.

Стоимость акций Facebook снижалась из-за общей "перегретости" цен. У LinkedIn также есть свое "ружье на стене":  коэффициент капитализация/прибыль почти в 10 раз превышает показатель Facebook
Падение капитализации Facebook, в свою очередь, повлияло на акции других интернет-компаний. Так, акции разработчика социальных игр Zynga упали, поскольку бизнес компании завязан на Facebook. Падение котировок Mail.ru Group связано с тем, компания является миноритарным акционером Groupon, Zynga и Facebook. Акции Яндекс потянулись общим паровозом, а слабая отчетность за II квартал 2012 года только добавила масла в огонь.

Снижение стоимости акций крупнейшего дискаунтера Groupon формировалось в общей волне - глобальном понижающем тренде. Слабость мировой экономики ограничивает потребление, что отражается и на доходах скидочного сервиса. В данном случае европейский регион был самым слабым звеном. После убытка во втором квартале 2011 года, Groupon вернулся к прибыли, заработав $28,4 млн. Но инвесторы остались недовольны выручкой. Более того, компанию покидают "сейлзы", что также не вдохновляет рынки, не говоря уже о первых инвесторах бизнеса. Уже четверо акционеров Groupon, инвестировавших свои средства в компанию до того, как она стала публичной, либо продали свои пакеты, либо сократили их объем.

Интернет-ресурс LinkedIn не вписывается в один ряд с упомянутыми компаниями. Пока крупнейшей профессиональной соцсети удается убедить инвесторов в эффективности своей стратегии. И дела идут не так плохо: по подсчетам аналитиков, Facebook получает $0,06 за посетителя в час, в то время как Linkedin в 21 раз больше - $1,30 в час. Выручка LinkedIn выросла на 89% до $228 млн., в то время как рынки ожидали $215 млн. И хотя прибыль во втором квартале упала на 38%, до $2,8 млн. - инвесторы не были слишком категоричны. Но у LinkedIn также есть свое "ружье на стене, которое может выстрелить":  коэффициент Р/Е почти в 10 раз превышает аналогичный показатель Facebook, находясь вблизи рекордного показателя 710.

В этом списке Google стоит особняком. IPO компании состоялось еще в докризисном 2004 году, тогда Google выручила $1,67 млрд. За 8 лет капитализация компании выросла на более чем 500%. Удачами последних лет Google обязан в первую очередь операционной системе Android. В первом квартале 2012 года доля Android на рынке США составила более 50%.То есть у Google есть еще один источник дохода, весьма значимый для акционеров.  

Сегодня мы можем говорить о провале IPO интернет-компаний. Но настроения инвесторов динамичны, и шанс возродиться есть всегда. Другой вопрос, что станет движущей силой этого возрождения.

Вернуть инвесторов в интернет-проекты может либо улучшение финансовых показателей и формирование понятной, прогнозируемой модели получения прибыли, либо новые идеи, которые изменят структуру отрасли. Эти факторы, наравне с рыночными ожиданиями, будут влиять на баланс спроса и предложения. И не стоит забывать - на руках инвесторов того же Facebook остаются большие пакеты акций, которые в случае сохранения пессимизма могут еще больше сместить акценты в сторону снижения.



По материалам: Liga





Просмотров: 992