Компании

все компании

Приплыли

13 августа 2012 года, 09:47
Приплыли


На Варшавской бирже состоялось первое с осени прошлого года IPO украинской компании — «Столичной судоходной компании». За смелость она поплатилась низким результатом

После года полного штиля, на фоне самых отрицательных прогнозов о рынках капитала, украинский эмитент наконец открыл сезон публичных размещений. 25 июля холдинговая компания «Столичной судоходной компании» — KDM Ship­ping — за пакет в 11% получила $7,4 млн. на Варшавской фондовой бирже. 12-е по счету публичное размещение стало худшим по объему IPO в истории украинских компаний.

Разлюбили

Времена большой любви со стороны варшавских инвесторов остались в прошлом. Заголовки польской прессы призывают «быть осторожными», инвестируя в украинские активы. Но владельца «Столичной судоходной компании» Константина Молодковца это не остановило. Последние полгода он готовил свой бизнес к IPO. На биржу выводила компанию Jaspen Capital Partners. По словам главы инвестбанкинга инвесткомпании Петра Спатаря, технически KDM Shipping была готова к старту публичного размещения в начале июня, однако из-за негативного внешнего фона и снижения интереса к украинским компаниям его перенесли на конец июля.

Проспектом эмиссии было предусмотрено размещение 3,5 млн. акций (35%) на сумму $36 млн., но удалось разместить лишь 11% акций и привлечь только пятую часть запланированной суммы — $7,4 млн. 8,35% акций приобрели частные инвесторы. С таким низким результатом с иностранных бирж еще не возвращался ни один украинский эмитент.

«Мы привлекли меньше запланированной суммы, — признает акционер и  финансовый директор KDM Shipping Денис Молодковец. — Но это позволит нам начать запланированную программу развития компании. Начнем с приобретения двух грузовых судов». Отец и сын намерены усилить позиции на Азовском, Черном и Средиземном морях, деньги им нужны на увеличение грузового флота. Максимальная цена на акцию была установлена на уровне $10,62, размещение состоялось с 10%-ным дисконтом по цене $9,56.

Найти даже такую сумму в Украине непросто: банковское кредитование ограничено, других источников нет. Средства нужны были на реализацию инвестплана на 2012-2014 годы. На первом этапе — на покупку шести дополнительных грузовых судов стоимостью $26 млн., а именно — российских кораблей, бывших в эксплуатации 10-15 лет. Средний возраст судов «Столичной судоходной компании» — 30-35 лет. Далее предполагалось направить $7 млн. на усиление ремонтных и судостроительных мощностей Херсонского судостроительного завода. Денис Молодковец не исключает, что в будущем будет проведено дополнительное размещение акций. Варшава выбрана неслучайно.

Помимо скорости размещения и надежд на благосклонность к украинцам, эксперты называют важную причину: в общем объеме грузоперевозок «Столичной судоходной компании» лидерство за зерном — одним из стратегических экспортных товаров. А лучшие украинские аграрии все еще в почете у польских инвесторов.

Покорители морей

«Столичная судоходная компания» была создана Константином Молодковцом в 2001 году, ему же принадлежат 78,5% акций кипрского холдинга KDM Shipping, владеющего компанией. Его сын и финансовый директор компании Денис Молодковец владелец еще 11,5% акций.

Две трети доходов компания получает за счет грузоперевозок, флот состоит из восьми сухогрузов типа «река-море». Еще восемь пассажирских речных судов группа использует для пассажирских перевозок речным транспортом в Киевской области. В активах компании также Херсонский судоремонтный завод, который Молодковец  приобрел осенью 2011-го после банкротства. Основным кредитором завода он стал, выкупив долги предприятия у Кредитпромбанка.

Прямых конкурентов у компании практически нет. По разным направлениям существует кон­куренция с «Укрречфлотом» и «Украинско-Дунай­с­кой судостроительной компанией». Среди зарубежных аналогов — турецкая Palmali Group и российская «Азов-Дон». Но основные конкуренты — это скорее компании, обеспечивающие железнодорожные и автоперевозки. Доставка грузов морем — самая дешевая, но более длительная по времени.
$67,3 млн. — такова оценка польских инвесторов украинской KDM Shipping

Несмотря на снижение финпоказателей после кризиса, деятельность KDM Shipping прибыльна. По итогам 2010 года компания заработала $5,1 млн., в 2011-м чистая прибыль составила $14,2 млн. Польских инвесторов должно было простимулировать и июльское заявление премьер-министра Николая Азарова о возрождении мощных водных транспортных артерий страны. Он сказал это на открытии современного терминала-элеватора на Днепре, который построил собственник одной из крупнейших агрокомпаний  «НИБУЛОН» Алексей Вадатурский. Но польским инвесторам этого потенциала оказалось недостаточно.

Новая гавань

Соучредитель польской аудиторской компании Korycka, Budziak & Audytorzy Томаш Будзяк объясняет малый объем привлеченных средств KDM Shipping неудачно выбранным временем размещения. «Их предложение будет сталкиваться с мегапредложением польского казначейства продажи акций крупнейшего польского банка PKO BP и предложением польской химической компании PCC Exol», — предвещал ранее Будзяк. Другими словами, проблема может быть в том, что даже от перспективной украинской компании могут отвлечь внимание еще более интересные эмитенты. Так в итоге и  произошло.

Тем не менее продажа акций KDM Shipping открывает дорогу на польскую биржу компаний из пока не освоенного ею сектора — морских грузоперевозок. Аналогов украинской компании на Варшавской бирже нет, поэтому котировки KDM Shipping станут своеобразным бенчмарком для этой отрасли. Из тех компаний, которые уже торгуются на других площадках, напрямую сравнить украинского эмитента с кем-либо сложно. У крупных операторов, работающих в различных географических регионах, риски меньше, чем у привязанных к конкретному региону. С другой стороны, рентабельность украинского эмитента выше. «Я думаю, что более правильно рассматривать как аналог транспортную группу «Феско» из России, которая имеет достаточно развитый судоходный бизнес», — проводит аналогию директор инвестиционно-банковского департамента Dragon Capital Михаил Гранчак. По мнению эксперта, транспортная инфраструктура в странах с развивающейся экономикой интересна инвесторам, так как ее загрузка в перспективе будет только расти.

Будут ли еще размещаться украинские компании в этом году — вопрос сложный. По мнению вице-президента инвестиционно-банковского управления ИК «Тройка Диалог Украина» Алексея Ергиева, рынки могут открыться осенью. Окно может оказаться кратковременным, но самые смелые могут успеть. Ранее о своих планах провести размещение заявляли: производитель пенополиуретана «Интерфом», который планировал привлечь на ВФБ около $26 млн.; Valinor Public — $250-345 млн.; маслопроизводитель ViOil Holding — $150 млн.; девелоперо-строительная компания TMM Real Estate Development и концерн «Галнафтогаз». Решатся ли они на размещение в преддверии парламентских выборов, ожиданий девальвации гривны и первого в этом году, но достаточно небольшого IPO, — вопрос открытый.


По материалам: Инвестгазета





Просмотров: 1059