Компании

все компании

России пока далеко до высокого рейтинга, мешают нефть и бюджетные риски - S&P

10 августа 2012 года, 09:17
России пока далеко до высокого рейтинга, мешают нефть и бюджетные риски - S&P Аналитики Standard & Poor's (S&P) объяснили, почему Россия пока не может попасть в группу надежных инвесторов с рейтингом "А": из-за нефти и бюджетных рисков.

Группа экономистов агентства Standard & Poor's во главе с Каем Штукенброком развернуто обосновали нежелание агентства повышать долгосрочный кредитный рейтинг России с нынешнего уровня "BBB". Во всем виноваты старые российские беды: зависимость от нефтяных цен, нежелание правительства проводить реформы и многочисленные бюджетные риски.

В конце июня S&P повысило краткосрочный рейтинг России в иностранной валюте до "A-2" с "A-3". Рейтинг долгосрочных обязательств в национальной валюте остался на уровне "BBB". Это соответствует рейтингу некоторых латиноамериканских стран - Бразилии или, например, Перу.

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА БУДЕТ РАСТИ МЕДЛЕННЕЕ, ЧЕМ ДО КРИЗИСА

Согласно базовому сценарию агентства, средняя цена нефти в 2012-2015 годах составит $100 за баррель.

ВВП будет расти на 3,5% в год вплоть до 2015 года в связи со структурными проблемами экономики, а в этом году вырастет на 4,1%. В S&P перспективы роста России оценили оптимистичнее, чем в правительстве, и в МВФ.

ВВП на душу населения при этом составит $13,5 тыс. В целом это соответствует среднему значению для стран с рейтингом "ВВВ".

В целом российская экономика будет расти медленнее, чем до кризиса.

ПРОБЛЕМЫ ЕСТЬ, НО РЕФОРМ НЕ БУДЕТ

К числу структурных проблем, которые тормозят рост экономики, в агентстве отнесли государственную модель экономики: в регионах сохраняется значительное влияние монополий, а конкуренция ограничена.

Мешают росту российской экономики и неразвитая инфраструктура, а также плохой деловой климат, препятствующий инвестициям.

Раньше правительство могло рассчитывать на быстрый рост ВВП благодаря постоянному подъему цен на нефть. Необходимости в проведении реформ не было. Сейчас все изменилось, возможно, это станет стимулом для проведения реформ.

Однако резкое изменение политического курса маловероятно, так как состав политической элиты после выборов не изменился. Тем более власти не пойдут на жесткие, часто политически рискованные реформы из-за снижения поддержки правительства. Примером может стать обещание Владимира Путина не повышать пенсионный возраст.

По мнению S&P, важным может оказаться введение бюджетного правила и пенсионная реформа.

К немногим позитивным реформам в агентстве отнесли повышение гибкости курса рубля. Резкое падение цен на нефть России поможет пережить более гибкая валютная политика ЦБ: на фоне недавнего падения цен на нефть рубль подешевел на 12% - это почти наполовину компенсировало снижение нефтяных котировок в рублевом выражении.

Одним из основных политических рисков остается концентрация власти в администрации президента и сокращение реальных властных полномочий правительства Дмитрия Медведева.

РОСТ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА ГРОЗИТ СНИЖЕНИЕМ РЕЙТИНГА

С бюджетом у России пока все в порядке: в 2011 году профицит составил 1,6% ВВП. Сейчас Россия является нетто-кредитором, это означает довольно сильную финансовую позицию России.

Однако вряд это продлится долго, изменение цены на нефть на $10 приведет к изменению доходов правительства на 1,4% ВВП. За небольшой промежуток времени изменение цен может оказать значительное влияние на государственные финансы.

Уже в 2012 году бюджет России станет дефицитным, а к 2015 году дефицит вырастет до 1,5% ВВП. К 2014 году Россия перестанет быть нетто-кредитором.

В случае падения цен на нефть правительство рано или поздно будет вынуждено сокращать расходы, увеличивать заимствования и даже ускорять приватизацию. Ситуацию может исправить введение бюджетного правила, которое привяжет расходы к долгосрочным ценам на нефть.

Если дефицит бюджета превысит ожидаемый уровень, то рейтинг России будет понижен.

Если правительство все-таки реализует реформы, которые позволят ускорить рост ВВП и вернуться к сбалансированному бюджету, менее зависимому от колебаний цен на нефть, то в агентстве обещают повысить России рейтинг.

ОФШОРЫ ВРЕДЯТ ВНЕШЭКОНОМИЧЕСКОМУ ПОЛОЖЕНИЮ РОССИИ

Профицит счета текущих операций в 2012 году составит 3,7% ВВП, однако уже к 2015 году он исчезнет.

67% поступлений по счету текущих операций и доступных резервов в 2012 году пойдут на выплаты по различным внешним операциям и погашению госдолга. К 2015 году этот показатель вырастет до 80%.

Снижают доходы России и компании, переводящие выручку от экспорта в "налоговые оазисы", например, на Кипр. Типичная схема такова: офшорные компании покупают нефть по ценам ниже рыночной, затем продают по рыночным ценам, а разница оседает на счетах этих компаний. В результате объем российского экспорта оказывается занижен на 5% ВВП в год.

По материалам: Интерфакс-Украина





Просмотров: 700