Компании

все компании

Виктор Иванчик: Сладкий полет

30 березня 2012 року, 19:43
Виктор Иванчик: Сладкий полет Виктор Иванчик, основатель и генеральный директор компании «Астарта-Киев», о ситуации на рынке сахара, инвестициях в «зеленые» технологии и отношении к деньгам, пишет "ИнвестГазета"

начала размещения на Варшавской бирже в августе 2006 года котировки одного из первооткрывателей западного фондового рынка — компании «Астарта» — выросли более чем на 260%. Это один из наилучших показателей среди украинских публичных компаний. Для сравнения: стоимость акций ее конкурента — компании «Кернел» — увеличилась на 187%. Грамотно продуманная стратегия развития выпускником Харьковского авиационного института Виктором Иванчиком позволила его компании в кризисные годы быстро восстановиться и выйти с 7,59 млн. евро убытка в 2008-м на 29,45 млн. евро чистой прибыли уже в следующем году. Собственник «Астарта-Киев» рассказал о том, куда будет направлена прибыль прошлого года, какой бизнес — сахарный или молочный — более доходный и дал оценку собственному состоянию.

Удалось ли вам в прошлом году повторить успех 2010 года, когда прибыль компании «Астарта» выросла на 153%?

Мы уже опубликовали предварительные финансовые результаты за 2011 год, которые свидетельствуют, что несмотря на волатильность на основных рынках, компания доказала устойчивость и эффективность своей бизнес-модели — доход вырос на 46% (3,4 млрд. грн. — Ред.) по сравнению с 2010 годом, валовая прибыль — на 45% (1,4 млрд. грн. — Ред.). «Астарта» произвела 370 тыс. тонн сахара — это на 85% больше, чем в предыдущем году.

За прошедший год Украина произвела на 20% больше сахара, чем может потребить и продать. Что компании, и «Астарта» в том числе, будут делать с профицитом?

Перепроизводство прошлого года объясняется, с одной стороны, исключительно благоприятными для свеклы погодными условиями, с другой — не менее благоприятными ценами на сахар в 2010 году, которые повлияли на решение фермеров увеличить площади под свеклой и решение собственников запустить сахарные заводы. Если в 2009 году работали 56 сахарных заводов, то в 2011-м — 77. Ситуацию усугубил импорт в Украину сырца в рамках квоты ВТО и импорт белорусского сахара. Понятие «профицит сахара» в отношении нашей компании очень условно. Мы готовы продавать всю продукцию, которую произвели, и надеемся, что спрос на нее будет.

Какой объем рынка сахара занимает компания?

В объеме производства свекловичного сахара в Украине по итогам 2011 года доля «Астарты» составляет 16%. На украинском рынке еще присутствует тростниковый сахар и импортный белорусский сахар, что абсолютно необъяснимо. Поэтому рынок сегодня профицитный. Цены на сахар упали и, на мой взгляд, находятся на экстремально низком уровне. Но мы ожидаем, что они должны восстановиться хотя бы до уровня минимальной рентабельности. Сейчас они в целом по Украине ниже себестоимости. Только представьте себе: тонна сахара стоит намного меньше, чем тонна мазута или битума.

В таком случае за счет чего «Астарта» прибыльна?

Я не зря сказал «в целом по Украине». Себестоимость нашей продукции ниже средней по стране.

За счет чего?

Это результат внедрения передовых технологий выращивания свеклы и программ модернизации, реализованных на наших предприятиях. За прошедшие 5-6 лет мы инвестировали в сахарные заводы около $100 млн.

Правда, что два завода, которые вы приобретали последними, стоят без дела?

Это не отвечает действительности. Предприятия были подготовлены и полноценно проработали целый сезон. Сейчас мы продолжаем их модернизацию.

В январе вы привлекли $25 млн. от Ситибанка. Под какие проекты?

Это инвестиционные деньги, которые преимущественно будут направлены на  модернизацию сахарных заводов и других инфраструктурных активов. В целом же финансирование реального сектора, в том числе сельхозпроизводства, заметно сокращается, что может существенно усугубить ситуацию в секторе. Боюсь, Украина может оказаться на пороге серьезных проблем.

В таких условиях проще продать или закрыть бизнес. Вы рассматриваете возможности поглощения мелких игроков?

У нас есть для этого потенциал. Но я не могу сказать, что мы нацелены на это. Сегодня для нас приоритетным является развитие имеющихся активов.

Какие инвестиции заложены в бюджет на текущий год и на что они будут направлены?

В прошлом году мы инвестировали около $110 млн. Эти деньги были направлены на покупку и модернизацию сахарных заводов, приобретение сельскохозяйственной техники, строительство зернохранилищ. Что касается этого года, ситуация вынуждает быть очень осторожными. Очевидно, что в нынешнем году капитальные расходы будут меньше, чем в прошлом, тем не менее это отнюдь не означает, что мы «снижаем обороты». У нас есть интересные проекты в области животноводства, мы продолжаем модернизацию сахарных заводов.

Кроме того, начали новый проект по переработке свекловичного жома в биогаз на Глобинском сахарном заводе. Этот проект позволит заместить порядка 50% природного газа, который мы используем в производстве сахара и покупаем по очень высокой цене. То есть экономический эффект налицо, уже не говоря о пользе для окружающей среды. Подобных проектов в мире реализовано максимум пять, так что можно сказать, что в Украине мы — первопроходцы. В дальнейшем планируем распространить этот опыт на другие предприятия. В целом, принимая во внимание сложившуюся ситуацию с ценами на энергоносители, я считаю, что производство «зеленой» энергии для Украины может и должно стать своеобразной национальной идеей.

Какой срок окупаемости этого проекта?

В пределах пяти лет. Если комплекс будет работать эффективно, возможно, мы уложимся в более короткий срок.

Кроме сахарного направления «Астарта» развивает и молочное. Что прибыльнее?

Это зависит от рыночных условий. Сегодня  прибыльнее молоко, в прошлом и позапрошлом году — сахар. Это неплохой вариант диверсификации.

В прошлом году ваш российский партнер Валерий Коротков, которому принадлежит почти 26% акций «Астарты», намеревался продать свою долю в компании. Планы остаются в силе?

Это было тестирование рынка на возможность определить интерес к акциям. Сегодня этот вопрос уже неактуален — он не собирается продавать свою долю.

С момента создания компании практически двадцать лет назад вы не покидали пост ее руководителя. Думали о том, чтобы передать бразды правления?

Пока работа вызывает драйв, нужно работать. Я надеюсь, это будет продолжаться до тех пор, пока я буду в состоянии физически выполнять руководящую функцию, или же если увижу, что кто-то может это делать эффективнее, чем я.

Вы часто бываете на собственных заводах, фермах?

Довольно часто. Это меня подзаряжает. Говорят, что человек в большей степени тяготеет к тому роду деятельности, с которого начал свою трудовую биографию. Я свою деятельность начал с сельского хозяйства еще в школьные годы.

Ваше состояние оценивают в более чем $300 млн. Это справедливая оценка?

Это плавающий приблизительный показатель — оценка стоимости принадлежащих мне акций по текущему курсу биржи.

И сколько же?

Это раскрыто в годовом отчете. Честно говоря, даже не помню сколько. (По итогам 2010 года вознаграждение и бонусы Виктора Иванчика составили 497,98 тыс. евро. — Ред.).

В чем храните сбережения?

Есть такое выражение: при здравом уме и твердой памяти он потратил все свои сбережения при жизни. Я стараюсь не хранить сбережения, а тратить. Мне кажется, что нужно реализовывать свои планы, пока ты еще в состоянии эффективно это делать и получать от этого удовольствие. Я в первую очередь инвестирую в компанию или трачу на семью и личные дела. Например, на благотворительный фонд, который существует уже более четырех лет.

Как вы относитесь к дорогим вещам? Есть привязанность к какой-либо марке авто?

Автомобиль должен быть комфортным и безопасным. А что касается самолетов, яхт, то, по-моему, в их покупке нет здравого смысла. Лучше купить комбайн или трактор.





Просмотров: 2118
Другие новости