Компании

все компании

Владимир Лапа: "Новый рекордный урожай нам не нужен"

13 березня 2012 року, 08:05
Владимир Лапа: "Новый рекордный урожай нам не нужен" генеральный директор ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса" Владимир Лапа, пишет газета КоммерсантЪ-Украина в статье "Новый рекордный урожай нам не нужен"

— Как высокий урожай овощей, обваливший цены на эту продукцию во второй половине 2011 года, повлиял на планы аграриев по изменению площади засева в 2012 году?

— На аграрном рынке можно выделить два сегмента производителей. Первый сегмент — это те, кто профессионально занимаются производством сахарной свеклы или овощей. По нашей информации, большинство таких компаний не собираются существенно сокращать посевы. Есть также 20-30% производителей, ориентирующихся преимущественно на привлекательные цены и конъюнктуру рынка. Соответственно, эта группа может существенно снизить площадь посевов. Думаю, мы придем к сбалансированному объему производства и стоимости аграрной продукции: не к таким высоким розничным ценам, как в 2010 году, но и не к столь низким, как в 2011-м.

— Какую урожайность по этим культурам вы ожидаете?

— Мы можем вернуться к производству сахара на уровне 1,8-2 млн т в год, по овощам — к среднегодовому показателю производства за последние пять лет. Например, в минувшем году валовой сбор картофеля превысил 24 млн т при диапазоне 19-20 млн т в предыдущие годы. Новый рекордный урожай нам не нужен, поскольку излишки товара невозможно продать на экспортные рынки, что приводит к убыткам производителей.

— Почему сложно выйти на внешние рынки?

— Проблема в том, что цены поднимались и опускались не только на украинском рынке овощей, но и на российском и европейском. Например, осенью 2010 года картофель в Украине был дорогой, но в начале 2011 года украинским производителям удалось экспортировать 4 тыс. т картофеля в Российскую Федерацию, где также наблюдалось его подорожание. Так же синхронно цены снижались на этих рынках и в конце 2011 года.

— Снижение цен делает товар конкурентоспособнее в глазах потребителя. Произошел ли рост потребления продукции, по которой наблюдалось перепроизводство?

— Опыт показывает, что сокращение производства на 20-30% может привести к существенному росту цен, поскольку эластичность потребления очень низкая. Аналогичная ситуация и в противоположном случае — при росте производства более чем на 20% нереально увеличить потребление такими же темпами.

— В Украине был приемлемый урожай зерновых, но цена мяса, себестоимость которого зависит от комбикормов, во втором полугодии росла. Почему мясо не дешевело?

— Стоит говорить не о размере урожая, а о ценах на зерно. Фактически цены были на том же уровне, что и год назад. Поэтому если говорить об экономике производства мяса, то необходимо обратить внимание на такой факт: в январе-феврале минувшего года рентабельность производства свинины была на нуле — стоимость производства (12-13 грн за килограмм) совпадала с ценой оптовой закупки (12,5 грн). Сейчас ситуация на рынке свинины гарантирует производителям минимальную рентабельность, но не более того.

— В предыдущие годы инфляция составляла 10-25%, но в 2011 году стоимость продуктов питания повысилась всего на 0,7%. Как сильно в 2012 году может подорожать продовольствие?

— Существенную роль будет играть низкая сравнительная база. Поэтому стоит ожидать восстановления традиционных для Украины показателей продовольственной инфляции в 8-10%.




Просмотров: 1661
Другие новости