Компании

все компании

Глеб Вышлинский: "Люди стали более аккуратными при совершении покупок"

13 марта 2012 года, 08:16
Глеб Вышлинский: "Люди стали более аккуратными при совершении покупок" заместитель директора исследовательской компании GfK Ukraine Глеб Вышлинский, пишет газета КоммерсантЪ-Украина в статье "Люди стали более аккуратными при совершении покупок"

— В январе индекс потребительских настроений превысил 80 пунктов и достиг уровня конца 2010 года. Чем было вызвано такое улучшение?

— В последние несколько месяцев наметилась более или менее четкая тенденция роста индекса потребительских настроений, тогда как на протяжении полугода перед этим индекс колебался в узком диапазоне. Политические исследования, проводившиеся в этот период, показали, что падение рейтинга Партии регионов прекратилось, а значит, уровень доверия к власти на низком уровне стабилизировался, и экономические факторы стали в большей мере влиять на мнение потребителей. Традиционно к снижению потребительских настроений приводят девальвация национальной валюты, даже ожидаемая, либо сильный рост цен. Поскольку инфляцию сдерживают, а девальвационные опасения, которые сохраняются лишь в экспертной среде, в обществе утихли, потребители начали перестраиваться.

— Получается, что даже умеренного увеличения зарплат украинцев достаточно для роста потребительской уверенности?

— Ошибка предыдущих правительств заключалась в раздаче денег определенным слоям населения, что вызывало инфляционные всплески, от которых страдали все. Это усиливало негатив к власти, которая как бы вместе с олигархами отбирала деньги у граждан путем повышения цен. Поэтому отсутствие инфляции у нас традиционно воспринимается как существенный фактор улучшения собственного материального благосостояния. Ведь именно из-за инфляции и девальвации резко перестает "хватать на жизнь".

— Низкая инфляция сохраняется уже полгода, но осенью резкого улучшения потребительских настроений отмечено не было. Тогда их рост сдерживали девальвационные ожидания, а теперь нет?

— Действительно, существует временной лаг. Люди с 2004 года привыкли жить в условиях высокой инфляции, поэтому им было необходимо накопить опыт жизни в новых условиях, чтобы они поверили, что это не случайность, а нечто системное.

— Как эта ситуация повлияла на розничные продажи?

— Раньше инфляционные ожидания оказывали заметный позитивный эффект на склонность людей к покупкам, поскольку они считали, что "завтра будет дороже". Теперь же склонность к потреблению снизилась — сейчас мы не наблюдаем желания приобретать товары длительного пользования. К тому же высокие ставки по депозитам в условиях низкой инфляции побудили граждан увеличивать сбережения, откладывая крупные покупки на будущее. Это снижает потребительский спрос, делает его более сдержанным, обдуманным. Многих отпугивают высокие ставки по кредитам, люди не готовы брать их, не ощущая, что экономика будет стабильно развиваться в среднесрочной перспективе.

— Какие негативные факторы будут влиять на потребительские настроения в текущем году?

— Они будут находиться под ценовым давлением худшего, чем в минувшем году, урожая. Другие фундаментальные экономические факторы будут оставаться слабыми, и их изменения не ожидается. В случае девальвации потребительские настроения сразу же ухудшатся. Люди сейчас стали более аккуратными при совершении покупок, поскольку знают, что за "улучшением" может быстро последовать "ухудшение".





Просмотров: 797