Компании

все компании

Авиапассажиры забыли о кризисе

26 декабря 2011 года, 12:18
Авиапассажиры забыли о кризисе Украина остается одним из самых быстрорастущих рынков авиаперевозок мира: согласно предварительным итогам года, рост в 2011-м составил 23%, пишет "Экономические известия". Фактически весь новый пассажиропоток делят между собой лишь две авиакомпании. Их прогнозы обещают рост и в следующем году, несмотря на предкризисные настроения
Шансы среднестатистического гражданина встретить в следующем году симпатичную стюардессу, по словам авиаторов, возрастут

Согласно оперативным данным Мининфраструктуры, по итогам 2011 г. украинскими компаниями будет перевезено 7,5 млн. пассажиров — на 22,8% больше, чем в 2010-м. В целом пассажиропоток через украинские аэропорты (этот показатель включает в себя пассажиров, воспользовавшихся услугами не только украинских, но и зарубежных компаний) вырос с 9,6 до 11,6 млн. человек, или на 21,5%. Это достаточно высокие показатели, по мировым меркам.

К примеру, по данным IATA, в соседней России рост по пассажиропотоку сейчас составляет 13%, в Индии — 18,3%, в Бразилии — 16,1%, в США — 2,2% (данные за 10 месяцев). По регионам статистика следующая: средний показатель в Европе — 10,3%, Азии — 4,4%, Латинской Америке — 10,9%, на Ближнем Востоке — 8,6%, в Африке — 2,3%.

Максимальные темпы роста задали украинскому рынку такие направления, как регулярные перевозки в международном сообщении: по итогам года пассажиропоток тут достигнет, по предварительным подсчетам, 4,3 млн., увеличившись в сравнении с 2010-м более чем на 40%. В плане привлечения новых пассажиров год оказался очень удачным, правда, не для всех украинских операторов: 90% всего трафика разделили между собой две компании, «АэроСвит» и «Международные авиалинии Украины» (МАУ).

Исходя из приведенных цифр, можно сделать несколько выводов. Во-первых, очевидно, что украинская индустрия авиаперевозок продолжает развиваться во многом изолированно от общемировой.

С одной стороны, это значит, что украинские операторы могут испытывать сложности с доступом на интересные для них рынки из-за действующей системы жесткого государственного регулирования. С другой стороны, огромный потенциал внутреннего спроса пока находится в полном распоряжении локальных операторов.

Судя по итогам этого года, компаниям удается задействовать его все активнее, что нивелирует даже влияние кризисных явлений в экономике.

Второй вывод состоит в том, что сложившаяся олигопольная структура рынка пока идет на пользу его развитию: компании понемногу набирают мощь, бросая все силы на завоевание симпатий потребителя путем расширения географии полетов, предлагая все больше маршрутов, вариантов времени вылета, удобных стыковок. В более конкурентной среде делать это для авиакомпаний было бы сложнее, тем более что многие из новых маршрутов зачастую не приносят перевозчикам желаемых доходов.

Показательно, к примеру, что средняя пассажирская загрузка кресел компаний на том же быстрорастущем рынке Китая составляет 82,7%, в США — 83,1%, в Европе — 79,3%. У украинских операторов показатель ощутимо ниже: 73,3% — у «АэроСвита», 67,4% — у МАУ (данные за девять месяцев, регулярные международные маршруты). По оценкам экспертов, тарифная политика украинских перевозчиков пока держится в рамках среднего ценового сегмента — очень мало бюджетных перевозок по модели low-cost, но есть и ощутимый дефицит предложений высокого ценового сегмента, с соответствующими тарифами и сервисом.

Представители лидеров рынка о вероятности кризиса в авиаперевозках и о прогнозах на 2012 г.

Юрий Мирошников, генеральный директор авиакомпании МАУ:

— МАУ планирует закончить год с показателем роста пассажиропотока на уровне 28-30%. Считаем, что эта тенденция сохранится и в 2012-м. Стоит учитывать, что наш рынок — развивающийся, он работает по законам и механизмам, которые отличаются от глобальных. Поэтому для нашей компании мы не ожидаем сокращения доходов, как это спрогнозировала IATA в целом для отрасли.

Мы ожидаем их увеличения и планируем действия, направленные на привлечение дополнительных пассажиропотоков и рост интенсивности авиаперевозок. Существуют как минимум два фактора, которые позволяют нам на это рассчитывать. Первый — это дополнительные объемы перевозок, связанные с Евро-2012. Второй — дальнейшее развитие сетевой модели перевозок, которую МАУ реализует начиная с лета 2011 г. и которая очень позитивно себя показала с точки зрения генерирования дополнительных объемов пассажиропотоков, следующих транзитом через Украину.

Если говорить о рисках, то существует серьезная угроза роста цен на авиационное топливо на территории Украины, которая еще раз подтверждает, что наш рынок развивается не по тем законам, по которым развивается весь остальной мир. Поскольку в целом в мире нет предпосылок для подорожания нефтепродуктов, мы закладываем в свои планы снижение цен на топливо, основываясь на прогнозах международных экспертов и IATA. Но, поскольку в Украине существует проблема дефицита авиатоплива, мы предполагаем, что это приведет к росту цены топлива именно на территории Украины.

Главным же фактором, который может создавать риски финансовой стабильности украинских авиакомпаний, останется доступность и стоимость денег, необходимых для финансирования программ развития.

Сергей Куцый, помощник генерального директора авиакомпании «АэроСвит» по связям с общественностью:

— По объемам перевозок «АэроСвит» в 2011 г. определенно превысит показатель 2,7 млн. пассажиров. Это обеспечит 55% роста пассажиропотока компании по сравнению с прошлым годом, при том, что мы прогнозировали в этом году 43-процентный рост.

То, что можно интерпретировать как признаки кризиса, украинская экономика ощутила в конце октября — начале ноября, и авиационная отрасль — не исключение. Мы зафиксировали значительное падение объемов продаж, в том числе «на глубину» (декабрь 2011 г. — март 2012 г.). Причем падение коснулось прежде всего украинского рынка, внешние рынки были более стабильны. Но уже в декабре ситуация выровнялась, спрос практически восстановился, на некоторых направлениях сейчас он соизмерим с высоким летним сезоном.

Это говорит о том, что в Украине кризиса нет, но было его ожидание, некоторая неуверенность, неопределенность. Эти настроения, по всей видимости, и стали причиной появления во второй половине осени отложенного спроса, который затем был удовлетворен в декабре. Сложно сказать, была это черная полоса или белая, вышли ли мы из зоны ожидания экономического коллапса, не стоим ли на пороге новых потрясений.

С другой стороны, очевидна уязвимость людей, у них свежи воспоминания о последствиях предыдущей кризисной волны. Для экономики очень важно, чтобы в дальнейшем ожидания кризиса не материализовались. Для этого рынку уже сейчас очень нужны положительные сигналы и быстрые, профессиональные действия регуляторов. От этого будет зависеть и дальнейшая динамика развития отрасли авиаперевозок.




Просмотров: 657