Компании

все компании

Госпотребинспекции хотят позволить оперативно реагировать на жалобы клиентов

12 декабря 2011 года, 09:31
Госпотребинспекции хотят позволить оперативно реагировать на жалобы клиентов Правительство намерено ужесточить ответственность торговых сетей за качество реализуемой ими продукции, пишет газета КоммерсантЪ-Украина в статье Розницу ждут проверки. Для этого предлагается в разы увеличить суммы штрафных санкций и разрешить Госпотребинспекции без предупреждения осуществлять проверки предприятий, продающих товары или оказывающих услуги потребителям. Участники рынка уже опасаются, что, получив новые полномочия, ведомство усилит давление на торговые сети, отмечая при этом, что им очень сложно проверять качество продукции при большом ассортименте.

Министерство экономического развития и торговли оперативно выполнило протокольное решение Кабинета министров от 23 ноября и в пятницу обнародовало на своем сайте законопроект, ужесточающий контроль государства за качеством продукции, реализуемой в стране. Следует отметить, что премьер-министр Николай Азаров по итогам посещения Украинской лаборатории качества и безопасности продукции заявил в конце ноября, что правительство "больше не намерено закрывать глаза на присутствие на рынке некачественных продовольственных товаров".

Согласно закону "Об основных принципах государственного надзора в сфере хозяйственной деятельности", качество продукции контролирует Государственная инспекция по защите прав потребителей. О предстоящей плановой проверке она обязана предупреждать субъектов хозяйствования в письменной форме не менее чем за 10 дней до дня ее проведения. Это существенно ослабляет контроль за доступом некачественных товаров на потребительский рынок, отмечается в пояснительной записке. Для проведения внеплановой проверки (в случае обращения юридических или физических лиц) инспекция должна получить разрешение Министерства экономического развития и торговли, что стоит "и бюджетных средств, и времени".

Законопроект предлагает решить эти проблемы с помощью отмены обязательного предупреждения предприятий, продающих товары и оказывающих услуги потребителям, о сроках плановой проверки. От обязательного получения разрешения центрального органа власти на проведение внеочередной проверки также предлагается отказаться. Кроме того, в документе говорится об ужесточении ответственности производителей и продавцов. Размер штрафа за выявленную некачественную продукцию составит не 300%, согласно закону "О защите прав потребителей", а 500% ее стоимости. И если сейчас эта сумма не должна быть меньше 25 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (425 грн), то вскоре планку повысят до 100 минимумов (1700 грн). На такую же сумму предложено штрафовать субъектов предпринимательства, не ведущих отчетности (сейчас 50 минимумов, то есть 850 грн).

По мнению генерального директора Украинской торговой ассоциации Игоря Кишко, этим законом правительство стремится заставить торговцев отвечать за некачественную продукцию. "Это абсолютно неправильный шаг. Проверки торговых сетей имеют смысл лишь в случаях, когда они используются для поиска недобросовестных производителей",— считает он. Участники рынка такую инициативу называют опасной. "Эти изменения, в случае их принятия, увеличат возможности чиновников оказывать давление на бизнес. Однако покупатель от этого не выиграет",— говорит руководитель одной из торговых сетей. "Розница получает упакованный товар от производителей. Даже самые крупные сети не имеют возможности следить за его качеством, ведь проверять нужно каждое наименование, а в сети их не мене 25 тыс. Поэтому такие нововведения лишь усилят давление на бизнес и ситуацию с защитой прав потребителей не улучшат,— уверен гендиректор компании "Евротэк" (сеть "Фрэш") Михаил Весельский.— Оптимальным вариантом будет, если ответственность за качество продукции будет нести производитель, а в торговых сетях будут осуществляться проверки лишь относительно срока годности товара, а также его возможной перебивки".




Просмотров: 785