Компании

все компании

Введение 12% налога на операции с оффшорами противоречит фискальной логике и международной практике – эксперты

30 листопада 2011 року, 15:38
Введение 12% налога на операции с оффшорами противоречит фискальной логике и международной практике – эксперты Предложения Кабинета министров ввести 12% налог на операции с оффшорными зонами противоречит фискальной логике и международной практике, поскольку действующее законодательство уже содержит ряд фискальных мер, ставящих экономические препятствия для использования оффшорных юрисдикций, считает сопредседатель Налогового комитета Американской торговой палаты в Украине Олег Чайка.

"Действующее законодательство уже содержит ряд фискальных мер, ставящих экономические препятствия для использования оффшорных юрисдикций. Прежде всего, речь идет о наличии налога на доходы нерезидентов в размере 15%, и ограничений по включению платежей в пользу оффшорных компаний в расходы украинских компаний", - отметил О.Чайка.

По его мнению, предлагая новый налог на расходы, правительство фактически продолжает совершенствовать украинское налоговое ноу-хау вопреки фискальной логике и международной практике.

По словам О.Чайки, действующий перечень оффшорных зон уже давно не обновлялся, и потому у правительства могли быть веские причины внести в него некоторые изменения, однако непонятными остаются критерии формирования этого перечня.

"В частности, не понятно, почему в списке оказались страны (или некоторые их территории), с которыми Украина имеет действующие договоры об избежании двойного налогообложения (например, ОАЭ, Черногория, некоторые штаты США и т.д.)? Ведь заключая подобные международные договоры, Украина фактически признала "неоффшорный статус" таких стран, и не предусмотрела изъятий по отдельным территориям ", - заметил эксперт.

Кроме того, он считает, что мероприятия правительства могут привести к двойному налогообложению одних и тех же операций.

"Непонятно, каким образом предлагаемые антиоффшорные меры будут коррелировать с существующими фискальными антиоффшорными механизмами, и не приведет ли это фактически к двойному налогообложению одних и тех же операций, и фискальной дискриминации определенных юрисдикций?", - задается вопросом О.Чайка.

Кроме того, проблематичным является также идентификация посреднических структур, через которые могут структурироваться операции с оффшорными юрисдикциями.

Исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА) Анна Деревянко считает, что расширение списка оффшорных зон носит выборочный характер.

"Расширение списка оффшорных зон будет, безусловно, обременительным для нормальных юрисдикций, и при этом их перечень все равно не будет исчерпывающим, поскольку уже сейчас носит выборочный характер. Такое выборочное правоприменение говорит об очередном проявлении неравенства подхода в налоговой системе к субъектам предпринимательства", - отметила эксперт.

По ее мнению, введение 12%-го налога на работу с оффшорными зонами вряд ли поможет увеличить поступления в пенсионный фонд, поскольку на данный момент лишь небольшая часть бизнеса прибегает к прямым операциям с оффшорами.

"Скорее случится так, что наполнение пенсионного фонда может остаться только декларацией и работа правительства может быть неэффективной, если делать точечные реформы, а не подходить к вопросу более системно", - сказала А.Деревянко.

Такого же мнения придерживается О.Чайка, отмечая, что новые инициативы правительства вряд ли принесут ожидаемые налоговые поступления.

"Как показывает опыт, бизнесмены довольно быстро приспосабливаются к новым реалиям. Можно прогнозировать оперативный перевод ими задолженности на структуры в странах, не вошедших в официальный перечень, с последующим переводом всех хозяйственных операций на такие юрисдикции. Будут также более активно использоваться посреднические структуры. Это добавит работы налоговым консультантам", - прогнозирует О.Чайка.

Кроме этого, по его словам, вследствие формирования нового перечня оффшорных зон, стоит ожидать политического давления на Украину, прежде всего со стороны США и Европейского Союза.

"Да и украинские финансово-промышленные группы и их лоббисты в правительстве еще не сказали своего последнего слова. Можно предположить, что пока не будут учтены их интересы, предложенные правительством налоговые изменения не будут приняты", - считает О.Чайка.

Президент Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) Анатолий Кинах уверен, что налоговые нововведения правительства послужат серьезным источником наполнения бюджета.

"Налог на богатство - это очень серьезный источник наполнения бюджета и решения социальных проблем в государстве. Он внедрен во всех развитых странах мира. И Украина не должна быть исключением, особенно учитывая ту разницу, которая существует между доходами богатых и бедных", - отметил А.Кинах.

По его словам, промышленники, предприниматели и работодатели с пониманием относятся к внедрению в Украине налога на богатство.

"Быть богатым в бедном обществе - недопустимо. Огромный разрыв между бедностью и богатством создает риски обострения общественных отношений, снижает доверие граждан к власти", - подчеркнул А.Кинах.

Его оценка несколько расходится со взглядом советника директора по экономическим вопросам адвокатского объединения "АФ "Актио" Натальи Дубины.

"Грядущая реформа идет под знаменем борьбы с олигархами, которые без проблем выводят свои капиталы в оффшоры. Но в список оффшоров не попадают некоторые кантоны Швейцарии, не попадает Кипр, куда направляется основная масса финансовых потоков, а также Люксембург", - подчеркнула Н.Дубина.

По материалам: Интерфакс-Украина





Просмотров: 2130
Другие новости