Вопреки прогнозам украинская кукуруза на мировых рынках начала дорожать благодаря росту спроса на нее со стороны Китая, Турции,
Страну колбасит
Отечественные производители колбасных изделий приходят в себя после кризиса значительно медленнее зарубежных коллег. Это открывает украинский рынок для импорта
Госкомстат подвел итоги работы пищевой промышленности в январе-ноябре 2010 г. По его данным, за указанный период в Украине было произведено 246 тыс. т колбасных изделий. При этом в ноябре производство составило 22,5 тыс. т, что на 5% меньше, чем в октябре 2010 г., и на 15,7% больше, чем в ноябре 2009 г. В целом за январь-ноябрь было выпущено всего на 2,9% больше колбасных изделий, чем за аналогичный период предыдущего года, пишет "Экономические известия".
И даже если в последнем месяце года производители продемонстрируют значительный рывок, то все равно вряд ли смогут превысить докризисные показатели, когда в стране выпускалось 300-330 тыс. т колбасных изделий в год.
Причиной, по которой отечественные производители так медленно преодолевают последствия кризиса, как и раньше, является сырьевая проблема. Поголовье свиней до сих пор не смогло достичь докризисных показателей, а поголовье крупного рогатого скота и вовсе продолжает падать даже по сравнению с 2009 г.
На этом фоне оптимистично выглядят данные птицеводства. За прошлый год поголовье птицы удалось увеличить на 7%, а за 11 месяцев текущего года — на 11%. Но, к сожалению, возможности использования продукции птицеводства для изготовления колбасной продукции ограничены. Тем более, что, несмотря на прогнозы, предпочтения украинцев не спешат активно смещаться в сторону колбас из мяса птицы. Вкусы соотечественников отличаются консерватизмом.
Эксперты отмечают, что структура рынка практически не претерпела изменений. Наибольшим спросом пользуются вареные колбасы, на которые приходится 40-45% рынка. Далее следуют сосиски и сардельки (20-25%), полукопченые колбасы (10-15%), копчености (около 10%), варено-копченые и сырокопченые колбасы (каждая из категорий — до 5% рынка).
Хотя итоги года еще не подведены, уже сейчас можно говорить о стабильности рынка в разрезе производителей. В пятерку лидеров по объемам производства входят ООО «Глобинский мясокомбинат», ЧАО «Горловский мясокомбинат», ООО «Мясная фабрика «Фаворит», ООО «Мясокомбинат «Юбилейный», ОАО «Мясокомбинат «Ятрань». В целом на дюжину игроков приходится около половины отечественного рынка.
Несмотря на то, что консолидация рынка приводит к укреплению позиций крупных отечественных производителей, их нерасторопность в деле наращивания объемов производства открывает новые горизонты перед иностранными поставщиками. Если в 2009 г. доля импортной продукции в данном сегменте резко сократилась и составила менее 1%, то в 2010 г. они имеют все шансы вернуть себе утерянные в период кризиса позиции.
Поставщиками колбасных изделий в Украину выступают предприятия России, Прибалтики и некоторых европейских стран. Однако наиболее активным импортером является Беларусь. Есть несколько факторов, которые способствуют высокому спросу на белорусские колбасные изделия в Украине. В первую очередь речь идет о высоком качестве продукции. Соседи давно отказались от практики производства большинства видов колбас по многочисленным ТУ, перейдя на единый государственный стандарт. С середины 2010 г. в силу вступил также и новый ГОСТ на сыровяленые и сырокопченые колбасные изделия. Как и многие другие стандарты пищевой промышленности в стране, он изначально разрабатывался с учетом требований России, Украины и Литвы по такой продукции для повышения экспортных возможностей.
Подобная политика белорусских властей уже имеет позитивный результат. Производители Беларуси успешно экспортируют колбасы на внешние рынки, тогда как, к примеру, их украинские коллеги только теряют рынки сбыта за границей. В частности, в середине октября недостаточное качество отечественных колбас привело к тому, что Россия ввела ограничения на поставки продукции большинства украинских мясокомбинатов.
Кроме того, было создано государственное объединение «Белресурсы», имеющее масштабную товаропроводящую сеть на зарубежных рынках, посредством которой предприятие продвигает белорусскую продукцию в других государствах. Кстати, возобновление активного импорта колбас на отечественный рынок многие склонны связывать именно с появлением в нашей стране осенью прошлого года дочки гособъединения — компании «Белресурсы Украина».
Если говорить о перспективах следующего года, то многие эксперты склонны прогнозировать дальнейшее усиление импорта. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, отечественный производитель остается зависимым от импортного мяса, что, безусловно, сказывается на цене продукции. Во-вторых, не всегда качество украинской продукции отвечает запросам покупателей. Если на этом фоне будет продолжаться экспансия иностранных предприятий, которые готовы поставлять продукцию более высокого качества по приемлемым ценам, то успех импортерам гарантирован.