Компании

все компании

Страну колбасит

25 січня 2011 року, 23:23

Отечественные производители колбасных изделий приходят в себя после кризиса значительно медленнее зарубежных коллег. Это открывает украинский рынок для импорта

Госкомстат подвел итоги работы пищевой промышленности в январе-ноябре 2010 г. По его данным, за указанный период в Украине было произведено 246 тыс. т колбасных изделий. При этом в ноябре производство составило 22,5 тыс. т, что на 5% меньше, чем в октябре 2010 г., и на 15,7% больше, чем в ноябре 2009 г. В целом за январь-ноябрь было выпущено всего на 2,9% больше колбасных изделий, чем за аналогичный период предыдущего года, пишет "Экономические известия".

И даже если в последнем месяце года производители продемонстрируют значительный рывок, то все равно вряд ли смогут превысить докризисные показатели, когда в стране выпускалось 300-330 тыс. т колбасных изделий в год.

Причиной, по которой отечественные производители так медленно преодолевают последствия кризиса, как и раньше, является сырьевая проблема. Поголовье свиней до сих пор не смогло достичь докризисных показателей, а поголовье крупного рогатого скота и вовсе продолжает падать даже по сравнению с 2009 г.

На этом фоне оптимистично выглядят данные птицеводства. За прошлый год поголовье птицы удалось увеличить на 7%, а за 11 месяцев текущего года — на 11%. Но, к сожалению, возможности использования продукции птицеводства для изготовления колбасной продукции ограничены. Тем более, что, несмотря на прогнозы, предпочтения украинцев не спешат активно смещаться в сторону колбас из мяса птицы. Вкусы соотечественников отличаются консерватизмом.

Эксперты отмечают, что структура рынка практически не претерпела изменений. Наибольшим спросом пользуются вареные колбасы, на которые приходится 40-45% рынка. Далее следуют сосиски и сардельки (20-25%), полукопченые колбасы (10-15%), копчености (около 10%), варено-копченые и сырокопченые колбасы (каждая из категорий — до 5% рынка).

Хотя итоги года еще не подведены, уже сейчас можно говорить о стабильности рынка в разрезе производителей. В пятерку лидеров по объемам производства входят ООО «Глобинский мясокомбинат», ЧАО «Горловский мясокомбинат», ООО «Мясная фабрика «Фаворит», ООО «Мясокомбинат «Юбилейный», ОАО «Мясокомбинат «Ятрань». В целом на дюжину игроков приходится около половины отечественного рынка.

Несмотря на то, что консолидация рынка приводит к укреплению позиций крупных отечественных производителей, их нерасторопность в деле наращивания объемов производства открывает новые горизонты перед иностранными поставщиками. Если в 2009 г. доля импортной продукции в данном сегменте резко сократилась и составила менее 1%, то в 2010 г. они имеют все шансы вернуть себе утерянные в период кризиса позиции.

Поставщиками колбасных изделий в Украину выступают предприятия России, Прибалтики и некоторых европейских стран. Однако наиболее активным импортером является Беларусь. Есть несколько факторов, которые способствуют высокому спросу на белорусские колбасные изделия в Украине. В первую очередь речь идет о высоком качестве продукции. Соседи давно отказались от практики производства большинства видов колбас по многочисленным ТУ, перейдя на единый государственный стандарт. С середины 2010 г. в силу вступил также и новый ГОСТ на сыровяленые и сырокопченые колбасные изделия. Как и многие другие стандарты пищевой промышленности в стране, он изначально разрабатывался с учетом требований России, Украины и Литвы по такой продукции для повышения экспортных возможностей.

Подобная политика белорусских властей уже имеет позитивный результат. Производители Беларуси успешно экспортируют колбасы на внешние рынки, тогда как, к примеру, их украинские коллеги только теряют рынки сбыта за границей. В частности, в середине октября недостаточное качество отечественных колбас привело к тому, что Россия ввела ограничения на поставки продукции большинства украинских мясокомбинатов.

Кроме того, было создано государственное объединение «Белресурсы», имеющее масштабную товаропроводящую сеть на зарубежных рынках, посредством которой предприятие продвигает белорусскую продукцию в других государствах. Кстати, возобновление активного импорта колбас на отечественный рынок многие склонны связывать именно с появлением в нашей стране осенью прошлого года дочки гособъединения — компании «Белресурсы Украина».

Если говорить о перспективах следующего года, то многие эксперты склонны прогнозировать дальнейшее усиление импорта. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, отечественный производитель остается зависимым от импортного мяса, что, безусловно, сказывается на цене продукции. Во-вторых, не всегда качество украинской продукции отвечает запросам покупателей. Если на этом фоне будет продолжаться экспансия иностранных предприятий, которые готовы поставлять продукцию более высокого качества по приемлемым ценам, то успех импортерам гарантирован.





Просмотров: 1615
Другие новости