Компании

все компании

Перебрали из госбюджета

26 октября 2010 года, 23:23

«Лизингтехтранс» вместо шести самолетов передал клиентам только два

Вокруг Министерства транспорта — новый коррупционный скандал. Почти полмиллиарда гривень были неэффективно израсходованы по лизинговым схемам закупки самолетов, заявляет Счетная палата. Вместо шести самолетов, на которые были выделены деньги, переданы заказчику только два, пишет "Экономические известия".

Вчера Счетная палата опубликовала выводы проведенного ею аудита деятельности ГП «Лизингтехтранс» за 2007-2009 гг. и первую половину 2010-го. Фактически проверка охватила весь период деятельности этого предприятия, которое было создано в 2007 г. как подразделение Минтранссвязи для финансирования поставок авиакомпаниям самолетов отечественного производства по схемам лизинга. Специалисты СП пришли к выводу, что цель госпрограммы по созданию лизинговой компании не была достигнута, а потраченные в ее рамках 486,1 млн. грн. расходовались с нарушением законодательства и неэффективно.

Аудиторы указывают на то, что разработчики госпрограммы не учли полной неготовности авиазаводов к серийному производству самолетов, в частности, Ан-148. Вследствие этого деятельность «Лизингтехтранса», по мнению аудиторов, «не была направлена на конечный результат и осуществлялась с финансовыми нарушениями». «Определенные предприятием условия финансового лизинга самолетов Ан-148 были экономически непривлекательными и невыгодными для отечественных авиаперевозчиков, в результате чего единственным лизингополучателем двух изготовленных за бюджетные средства Ан-148 сегодня является ГП «Антонов», которое как создатель и разработчик самолета заинтересовано в продвижении его на рынок»,— отмечается в аналитической записке СП. Инкриминируют «Лизингтехтрансу» также нарушение порядка использования бюджетных средств, предназначенных для закупки самолетов: предприятие якобы не привлекало деньги из внебюджетных источников.

Директор по внешнеэкономической деятельности «Лизингтехтранса» Роман Радченко не согласен с таким обвинением и утверждает, что 25% суммы, согласно договорам поставок, обеспечивал лизингополучатель, то есть ГП «Антонов». «Таковы требования законодательства: если бы мы не предъявили Госказначейству подтверждение того, что 25% стоимости финансируется из альтернативных источников, этих средств из бюджета нам бы просто не выделили»,— говорит господин Радченко. Между тем ГП «Антонов» выступал не только поставщиком самолетов, но и лизингополучателем, что создало основу для фиктивной схемы, считают в СП. «За бюджетные средства построили два самолета вместо шести и сами у себя взяли в лизинг. Мы такими схемами не поддерживаем авиастроение, а грабим»,— подводит итог расследования глава Счетной палаты Валентин Симоненко.

Другие обвинения в «Лизингтехтрансе» также опровергают. Найти прямых лизингополучателей среди отечественных авиакомпаний было нелегко, утверждает руководство предприятия: финансовое положение большинства из них оставляет желать лучшего. «Известно, что Ан-148, приобретенные через наше предприятие, летают в парке «АэроСвита». Но политика компании такова, что они берут самолеты в оперативный, а не финансовый лизинг, поэтому наши условия им не совсем подходили»,— оправдываются в «Лизингтехтрансе», предлагая искать виновных в другом месте. «Нужно было проводить аудит не только у нас, но и в ГП «Антонов». Ведь бюджетная программа предполагала участие как минимум двух сторон — заказчика и производителя. Мы выполняем только транзитную функцию, поэтому если какие-то средства и пропали, то их нужно искать на заводе»,— утверждает Роман Радченко.

Впрочем, ГП «Антонов» также получил основательную долю обвинений от СП. «Предприятие не выполняет вовремя договорные обязательства по поставке самолетов, однако постоянно инициирует повышение стоимости самолетов, договоры поставки по которым уже заключены»,— отмечают в СП. Так, к настоящему моменту стоимость строительства уже выросла в 2,4-2,7 раза. Причем аудиторы указывают на то, что рост цены инициирован производителем только в отношении тех самолетов, заказчиком которых является «Лизингтехтранс», то есть финансирование ведется за бюджетные средства. Цена же на самолеты, которые предназначаются для других заказчиков, остается неизменной.

Прокомментировать эти заявления в ГП «Антонов» вчера были не готовы. «Никакого аудита я пока не видела»,— сообщила пресс-секретарь предприятия Оксана Трофимчук, пообещав разобраться в ситуации.

Напомним, «Лизингтехтранс» проводило конкурс на отбор лизингополучателя самолетов Ан-140 и Ан-148 восемь раз, но найти покупателя, помимо ГП «Антонов», так и не удалось. Часть конкурсов были признаны несостоявшимися из-за отсутствия заявок. Некоторые отменялись из-за недопоступления средств из госбюджета.





Просмотров: 646