Компании

все компании

"Карпатнефтехим" возобновил работу

14 сентября 2010 года, 08:55

На внутренний рынок продукция предприятия пока не попадет

После реконструкции монополист в узком сегменте этилена и полиэтилена «Карпатнефтехим» запустил производство. Но отечественные покупатели вряд ли смогут приобрести полимер, как единственную альтернативу импорту в ближайшее время, пишет "Экономические известия". Всему виной — давальческая схема поставок, к которой привязано предприятие. Два года простоя на калушском предприятии увенчались первыми результатами. «Мы возобновили выпуск производства этилена и полиэтилена»,— сказал «і» начальник пресс-службы ООО «Карпатнефтехим» Анатолий Гетманчук. По его словам, руководство завода намерено выйти на плановые мощности, а значит, в течение года после запуска выпустить 250 тыс. т этилена и 100 тыс. т полиэтилена. Пресс-атташе затруднился сообщить, куда же поступят произведенные на заводе полимеры, но уточнил, что для предприятия, как и прежде, главным препятствием для поставок продукции на внутренний рынок является давальческая схема.

Дело в том, что «Карпатнефтехим» получает исходное сырье для производства — дизтопливо, прямогонный бензин в объеме около 800 тыс. т в год по давальческой схеме. Вследствие такой деятельности продукты нефтехимии, получаемые на заводе, должны отправляться обратно к продавцу, который волен выбирать, куда поставлять произведенную «Карпатнефтехимом» продукцию. Известно, что ранее получаемый из этилена и хлора винилхлорид отправлялся на экспорт в Венгрию. Когда этот рынок закрылся от украинских поставок, менеджмент калушского предприятия остановил производство.

Чтобы удешевить себестоимость этилена и полиэтилена соответственно, а также освободиться от давальческих условий сотрудничества, лобби инвестора предприятия — компании «Лукойл» — добивалось в Верховной Раде отмены пошлины и акциза на ввозимое сырье. Первой победы на заводе в этом вопросе уже добились — 8 июля 2010 г. депутаты отменили действующий акциз в размере EUR50/т и 6% ввозной пошлины на продукты нефтехимии, используемые для пиролиза. Это, очевидно, поспособствовало запуску этиленового производства на ООО. Ранее народные избранники и чиновники препятствовали внедрению этой инициативы, поскольку опасались, что этой схемой удешевленных поставок инвестор воспользуется для продвижения указанной продукции на украинский рынок. Документ усилил бы конкурентные преимущества «Лукойла» на нефтяном рынке в сегменте дизтоплива, чему бы отнюдь не обрадовались другие производители нефтепродуктов. «По такой схеме захотят ввозить топливо другие игроки рынка, чего допустить нельзя»,— сообщил «і» Сергей Пашинский, депутат от фракции БЮТ.

Тем не менее народные избранники все же посочувствовали «Карпатнефтехиму». Но законопроект еще не прошел второе чтение. А значит, льготы еще не вступили в силу и удешевление конечной продукции еще не произошло. Ожидалось, что, благодаря уходу от «давалки», ООО сэкономит 25-30% средств, используемых в процессе производства полимеров, а также сможет поставлять свою продукцию украинским покупателям. А именно преференции помогут предприятию проторить давно забытую дорогу на собственный рынок. Сделать это нелегко — придется вытеснить крупных игроков, которые имеют собственную сырьевую базу. К ним относятся, в первую очередь, российские компании «Казаньоргсинтез», «Ставролен» (32% рынка), а также чешские (18,6%), корейские (4,7%) и европейские поставщики. Они усиливают свое влияние на нашем рынке в последнее время. Например, доля продукции производства ОАО «Казаньоргсинтез» в сравнении с 2008 г. выросла в два раза, чешской компании Unipetrol — в 1,7 раза, европейского концерна Tiszai Vegyi Kombinat — в два раза, компании Borealis — в 2,7 раза. В то же время доля ПЭНД корейских фирм LG. CHEM., Korea Petrochemical сократилась почти в три раза, концерна Basell — в два раза, Шуртанского ГХК — в 3,7 раза. Наибольшим спросом в 2009 г. пользовались товарные марки ПЭНД производства российских ОАО «Казаньоргсинтез» и ОАО «Ставролен», а также европейских компаний Unipetrol, TVK и Borealis.

Как видим, отечественный потребитель полиэтилена низкого давления (ПЭНД — именно эту марку выпускает ООО. — Авт.) в Украине пока еще вынужден довольствоваться импортными аналогами. По итогам прошлого года, утверждают эксперты, Украина потребила 129,078 тыс. т. этого полимера. Это наиболее популярный вид продукции в этом сегменте. В общей структуре потребления он занимает 43%. Импортеры заработали на его продажах в прошлом году $172,254 млн. Средняя стоимость ПЭНД в 2009 г. составляла $1,3 тыс. за т, в 2010-м полимер продолжает дорожать, поскольку его стоимость соотносится с ценой на нефть. С декабря 2001 г. ПЭНД подорожал с $610 до $1010 за т.

Это дает основания полагать, что только по сбыту этого полимера «Карпатнефтехим» сможет получать выручку в размере не менее $100 млн. в год. При вложении средств в модернизацию предприятия на уровне $200 млн. (по некоторым данным, именно столько инвестор вложил на данном этапе в реконструкцию предприятия. — Авт.), сумма инвестиций окупится уже в течение двух-трех лет. И перспективы такой отдачи более чем радужные. По мнению аналитиков, в 2010 г. в Украине ожидается рост спроса на полимерную тару и упаковку на уровне 15-20%. Более всего это коснется пленочной продукции.

К октябрю на ООО намерены запустить еще производство хлора и каустика по улучшенной технологии, а к декабрю с конвейера завода на внутренний рынок будет уходить еще один не менее востребованный полимер — поливинилхлорид (ПВХ). Учитывая растущий спрос на продукты строительной химии, вложения инвестора в модернизацию монополиста должны окупиться в ближайшие годы.





Просмотров: 855