На водителей натравили вышибал



23.04.2012, 13:02 PrimoCollect-Capital

Коллекторские компании, в основном промышлявшие выбиванием долгов из банковских заемщиков, нашли новый источник заработка - взыскание долгов по страховым регрессам.

Они пачками выкупают у страховых фирм право требования на выплаты по "автогражданке" и требуют у виновников аварий возместить ущерб по ДТП. Ошарашенные водители платят коллекторам даже лучше, чем страховщикам, от которых до этого отмахивались.

Евгения АНДРЕЕВА Деловая столица №16, 16-22 апреля 2012

http://www.depo.ua/ru/delovaja-stolica/2012_arhiv-nomerov-ds/aprel_2012/16-570/81296.htm
Чаще всего коллекторские компании перекупают регрессы по двум видам автострахования - КАСКО и "автогражданке".

С КАСКО все просто: починив за свой счет машину клиента, страховщик получает решение суда с именем виновника аварии и требует у горе-водителя возместить ему ущерб.

Значительно сложнее обстоят дела со страхованием гражданско-правовой ответственности автовладельцев (ОСГПО). СК может потребовать возмещения затрат лишь в оговоренных законодательством случаях. До недавнего времени это было вождение в нетрезвом состоянии (а также под воздействием наркотических либо лекарственных средств, снижающих реакцию), управление неисправным автомобилем и несвоевременное уведомление компании о дорожном происшествии (позднее, чем через три дня после аварии).

С осени 2011 г. в данный список попали еще два случая: эксплуатация машины в непредусмотренные сезонными полисами сроки, а также сокрытие от страховщика важной для тарифа информации (скажем, если водитель указал в договоре с СК, что страхует частный автомобиль, а ДТП состоялось, когда он занимался извозом).

Легкая добыча для коллекторов - полностью застрахованные водители. Если выясняется, что виновник аварии имеет полис "автогражданки", то СК, отремонтировавшая авто клиента по КАСКО, может требовать возмещение ущерба по ОСАГО у коллеги-страховщика.

Так что коллектор, перекупивший такой долг, просто в мировом либо судебном режиме взыскивает ущерб со страховой компании. Куда сложнее обстоят дела, если у горе-водителя не оказалось полиса "автогражданки". В этом случае коллектор начинает выбивать долг у физлица. Зачастую использует те же методы, что и СК.

"На первом этапе происходит сбор документов, необходимых для составления регрессного требования к должнику, отправляются запросы в ГАИ, суд и т. д. После того как претензия сформирована, компания пробует связаться с должником. Если нет реакции, то пишет письмо-напоминание. И только затем, если требование не удовлетворяется, обращается в суд", - рассказывает первый заместитель председателя правления СГ "ТАС" Александр Тимошенко.

Правда, все это делается с присущей страховщикам настырностью и психологическим напором: должника бомбардируют многочисленными sms и телефонными звонками, сообщают о его долгах работодателю и родственникам.

"Параллельно мы предлагаем возможность реструктуризировать задолженность (зачастую по суммам свыше 10 тыс. грн.). Чаще всего в этом случае настаиваем на погашении сразу не менее 20% долга. Обычно выплата оставшейся суммы растягивается на срок до 18 месяцев", - рассказал "ДС" генеральный директор группы компаний "ПримоКоллект" Эва Закович.

Если все методы уже опробованы, но водитель так и не выплатил долг, дело отправляется в суд, а после вынесения решения исполнительный лист передается в Государственную исполнительную службу.

"На добровольное погашение дается семь дней. Далее исполнительная служба имеет право сначала проверить наличие имущества и банковских счетов и наложить на них арест. А потом начать бесспорное взыскание со счетов", - говорит г-н Тимошенко.

Имея штат сотрудников, набивших руку на выбивании задолженности из банковских заемщиков, коллекторы умело обрабатывают новых клиентов.

"На досудебном этапе нам, как правило, удается взыскать в добровольном порядке до 45% суммы регрессных требований. На судебной стадии можно вернуть еще около 10%, на стадии принудительного взыскания - порядка 10%. Так что за 12-16 месяцев отработки портфеля можно получить до 65% от суммы долга", - информирует директор компании "Вердикт" Александр Кабак.

И это притом что к взыскателям попадают в основном не самые благополучные долги: обычно продаются регрессы по делам, в которых либо отсутствуют необходимые документы, либо срок давности превышает 6-12 месяцев.

У виновников ДТП есть один шанс отвертеться от выплаты долга коллекторской компании - доказать в суде, что она не имела права на перекупку долга, то есть финансовой лицензии от Госфинуслуг (по словам финансистов, в стране работают сразу несколько таких компаний). Практически в 100% случаев судьи становятся на сторону физлиц и отказывают коллекторам во взыскании задолженности.

По разным оценкам, на сегодняшний день коллекторские компании уже выкупили у страховщиков регрессов на 25-30 млн грн. И до конца 2012 г. эта цифра продолжит активно расти.

"Выставлять на продажу регрессы станут предприятия, которые собираются сворачивать свою деятельность. Прежде чем начать процедуру банкротства, они будут избавляться от долгов", - полагает заместитель начальника отдела регрессно-правовой деятельности СК "Наста" Андрей Украинский. Попутно страховщики прогнозируют рост количества регрессных дел по "автогражданке".

"Выставлять на продажу регрессы станут предприятия, которые собираются сворачивать свою деятельность. Прежде чем начать процедуру банкротства, они будут избавляться от долгов", - полагает заместитель начальника отдела регрессно-правовой деятельности СК "Наста" Андрей Украинский. Попутно страховщики прогнозируют рост количества регрессных дел по "автогражданке".

Просмотров: 1661 Ознакомьтесь с правилами комментирования


Компании

все компании